Китайская пытка


Третий день оглашения приговора не принес сюрпризов. Суд монотонно зачитывал свидетельские показания и результаты изучения финансовых документов. “Участники организованной группы использовали обман”, “заведомо стремились к неисполнению обязательств”, “заранее спланировано и подготовлено хищение” – через полчаса скороговорки судьи сменяют друг друга. Через три часа был объявлен очередной перерыв до сегодняшнего дня.

Три дня на оглашение всего приговора – таков был самый пессимистичный прогноз, который делали адвокаты накануне 16 мая. За три дня судьи успели зачитать, в чем они установили вину подсудимых, и огласить, по расчетам адвокатов, примерно две трети доказательств только по одному эпизоду дела – хищению 44% акций АОЗТ “НИУИФ” и последующему неисполнению решения суда об их возврате в госсобственность.

В первый день оглашения приговора перед судьями лежала примерно 15-сантиметровая стопка бумаги. По самым грубым подсчетам, в такой пачке не меньше 1500 листов. А адвокат Лебедева, попросивший не раскрывать его имени, сообщил РИА “Новости”, что в приговоре 1200 страниц. Судьи работают не дольше трех часов в день, успевая за это время зачитать примерно 50 страниц. Получается, что читать приговор они будут еще как минимум 21 рабочий день, т. е. целый месяц.

Меры безопасности возле здания суда усиливаются ежедневно: вчера безопасность обеспечивали, по приблизительным подсчетам журналистов, около 500 сотрудников правоохранительных органов. Вчера же вновь прошел пикет “противников” Ходорковского под лозунгами “Ходорковский, GO в тюрьму”, “Ваши деньги пахнут кровью” и “Заплати налоги и сиди спокойно”.

Некоторые представители защиты связывают укороченный рабочий день суда именно с усиленными мерами безопасности: чтобы не пропускать всех участников заседания через пять кордонов по несколько раз в день, приговор оглашают с перерывами не более 15 минут и только до обеда.

Гособвинитель Дмитрий Шохин вчера заявил ИТАР-ТАСС, что “не берется даже судить, когда будет вынесен окончательный вердикт”. А адвокаты, до сих пор недоумевавшие, почему суд так нерасторопен, вчера буквально взорвались. “Суд не давал нам времени на встречу с нашими подзащитными, чтобы не затягивать процесс, а теперь приговор оглашается до двух часов дня”, – возмущалась защитник Лебедева Елена Липцер.