SIM-карты для России


Вчера КНЦ и Giesecke & Devrient объявили, что создадут в Зеленограде совместное предприятие для производства смарт-карт. КНЦ достанется 65% акций СП, а немецкой компании – 35%. Предприятие начнет работу в ноябре 2005 г., всего же до II квартала 2006 г. партнеры намерены инвестировать в него 20 млн евро.

Первоначально СП займется выпуском SIM-карт для операторов сотовой связи. “Сейчас на SIM-карточки приходится около 90% российского рынка смарт-карт”, – объясняет генеральный конструктор – научный руководитель КНЦ Геннадий Красников. В 2006 г. СП произведет около 10 млн SIM-карт, а затем должно постепенно освоить выпуск карт для платежных банковских систем, говорит он. По мере перехода ведущих платежных систем, таких как Master Card и VISA, на использование чиповых карт предприятие намерено сертифицировать свою продукцию в этих системах.

По мнению гендиректора КНЦ Александра Гончарука и члена совета директоров Giesecke & Devrient Франца Ханиэля, в течение двух лет объем продаж СП достигнет 100 млн евро в год. В результате предприятие должно занять до 30% российского рынка смарт-карт.

Операторы “большой тройки” оценивают свою потребность в SIM-картах на этот год примерно в 63 млн штук. У каждого из операторов несколько поставщиков, в основном иностранные. SIM-карты для “МегаФона” сейчас изготавливают Gemplus, Oberthur и Axalto, для МТС – Axalto, “Орга Зеленоград” и Giesecke & Devrient, для “ВымпелКома” – Oberthur, XponCard, Axalto и Gemplus.

“Но мы будем рассматривать любое новое предложение, если оно даст нам преимущество в качестве или цене”, – замечает пресс-секретарь “ВымпелКома” Юлия Остроухова. “Мы рады, что появляется новый производитель SIM-карт, так как нынешние производители из-за бурных темпов роста абонентской базы перегружены заказами”, – говорит директор по связям с общественностью МТС Павел Нефедов.

Участники рынка сходятся во мнении, что именно МТС станет основным заказчиком нового СП. “Основной козырь нового игрока – административный ресурс, ведь МТС, как и КНЦ, входит в “Систему”, – считает сотрудник одного из крупнейших предприятий по производству смарт-карт, пожелавший остаться неназванным. “АФК “Система” предпочитает все заказывать у своих же предприятий – та же МТС сейчас внедряет биллинг от STROM Telecom, а Sitronics собирается выпускать телефоны для “Скай Линка”, – напоминает один из телекоммуникационных аналитиков.

Эксперты считают, что детищу КНЦ и Giesecke & Devrient придется нелегко. “SIM-карты – самый большой и лакомый кусок рынка смарт-карт, но свободных мест здесь нет, все уже поделено”, – говорит сотрудник одного из крупных предприятий, выпускающих смарт-карты. Да и темпы роста спроса на SIM-карты скоро замедлятся – рынок сотовой связи уже близок к насыщению, и со временем операторы начнут подключать меньше абонентов, добавляет аналитик ACM-Consulting Елена Саяпина. По ее оценке, объем российского рынка SIM-карт в 2004 г. составил около $200 млн.