Триумф демократии


Украинские чиновники уже не первый месяц пытаются решить, что делать с итогами приватизации в стране. В последние дни противоречия вылились в публичное пространство. В конце апреля Ющенко дал правительству 10 дней на то, чтобы подготовить закрытый список предприятий, которые будут возвращены в госсобственность и приватизированы повторно. Неделю назад вице-премьер Анатолий Кинах сообщил, что список готов и в него включили 29 предприятий. Ющенко обещал обнародовать его в прошлую пятницу, но он до сих пор не появился. Опрошенные “Ведомостями” чиновники, депутаты и бизнесмены называли самые разные компании, которые, по их сведениям, попали в этот перечень.

Два дня назад Тимошенко на пресс-конференции заявила, что списка вообще не существует. По ее словам, вместо конкретных кандидатов на “раскулачивание” чиновники опишут в законопроекте общие для всех бизнесменов критерии, по которым от них могут потребовать доплаты за полученные от государства предприятия. Документ готов и в ближайшее время поступит в парламент, обещала Тимошенко. Но, как сказали несколько депутатов Верховной рады, он до сих пор находится на согласовании между разными ведомствами.

Источник, знакомый с содержанием законопроекта по состоянию на начало мая, сказал, что документ приводит четыре основания для пересмотра приватизации: “непрозрачность условий конкурса, несправедливая окончательная цена, участие [в нем] аффилированных лиц и невыполнение инвестиционных условий”. Кинах во вторник добавил, что “обращать внимание на то или другое предприятие” украинское правительство заставит также “несовершенный менеджмент”.

У Тимошенко другая версия. Вчера она сказала, что критерии для пересмотра аукционов “очень просты”: “отсутствие реального конкурса, невнесение инвестиций и любое другое невыполнение соглашения купли-продажи при приватизации”, передает “Интерфакс”. “Думаю, будет еще заложен объем годовой реализации, чтобы не делать эти процессы спонтанными и грандиозными, чтобы исключить малые, средние предприятия”, – сказала премьер. Бизнесменов все эти варианты повергают в шок. “Говорить о непрозрачности условий конкурсов абсурдно, ведь их устанавливало само государство”, – напоминает представитель “АвтоВАЗ-Инвеста” Александр Михеев, чья компания в январе 2001 г. выкупила 68%-ный госпакет акций Запорожского алюминиевого комбината (ЗАлК). “Критерии оставляют колоссальный зазор для вольного интерпретирования, при котором под них можно подвести лучшие американские и английские фирмы со 100-летним стажем работы и прозрачной формой собственности”, – замечает президент киевского Агентства корпоративной поддержки Виктор Небоженко. И при желании государство сможет “национализировать всю экономику Украины и провести очень крупный передел собственности”, добавляет бывший лидер Союза правых сил, советник Ющенко Борис Немцов.

Украинские власти “играют на руку и своим политическим оппонентам, и своим внешнеполитическим конкурентам, поскольку целый ряд предпринимателей [работающих на Украине] уже заявили, что они будут искать счастья в других краях, в том числе и в России”, – резюмирует депутат Госдумы, директор Института стран СНГ Константин Затулин. А несколько депутатов Верховной рады в один голос говорят, что список кандидатов на деприватизацию чиновники не смогли дописать, поскольку с его помощью пытаются заставить бизнесменов обещать Ющенко поддержку на парламентских выборах 2006 г. или хотя бы не поддерживать оппозицию. Консультант Тимошенко, директор Европейского института интеграции и развития Дмитрий Выдрин уверяет, что из российских активов в последнем варианте списка остались только четыре предприятия, в том числе Николаевский глиноземный завод (97,5% принадлежат “Русалу”) и ЗАлК. “Но и они ведут сейчас переговоры, и, думаю, их права не будут ущемлены – Украина заинтересована привлекать российский капитал”, – добавил Выдрин.

Определиться с тем, как урегулировать бензиновый кризис, чиновники тоже пока не могут. Ющенко, Кинах и предправления “Нафтогаза Украины” Алексей Ивченко обвинили в неграмотном управлении Тимошенко, которая ввела потолок цен на автозаправках. Тимошенко в ответ упрекнула Кинаха. “Вы тоже прекрасно понимаете политическую ситуацию и понимаете, откуда это [госрегулирование] взялось”, – сказала она.

Ющенко обещал вчера днем в течение “двух часов” подписать указ, который позволит ликвидировать кризис за “ближайшие дни”. Но указ на момент сдачи номера так и не был подписан. В нем, по словам Ющенко, должны содержаться “новые, рыночные меры” по регулированию рынка, а также предложения по диверсификации поставщиков нефти.

Масштабный кризис власти “может стать началом ослабления премьера”, считает Небоженко. В сентябре на Украине должна пройти конституционная реформа, в результате которой значительная часть президентских полномочий перейдет к премьеру, напоминает он. По мнению Небоженко, “Тимошенко сделала уже немало политических ошибок, поэтому Ющенко постарается либо сменить ее до конца лета, либо заставить поменять стиль работы”.