ВОПРОС ДНЯ: Как разжалобить Путина?


Политический стиль Путина не подразумевает быстрого реагирования на демонстративные факты, от манифестаций до остановки домен. Демонстративность – это вообще первый путь к негативной реакции практически любого президента. Другое дело, если, не торопясь, идти принятыми каналами лоббирования – через Госдуму, аппарат правительства. Особенно эффективно влиять на президента, апеллируя к необходимости модернизации государственной политики в той или иной отрасли, а не к преференциям отдельным компаниям.

Дмитрий Орлов, политолог

Путин – человек рациональный. К нему на рациональном уровне и надо апеллировать, без громких акций. Например, письмо президенту, одобренное где-то в правительственных кабинетах, может сыграть куда большую роль. К сожалению, аппаратное искусство у нас поиссякло по сравнению с тем временем, когда аппаратные игры просчитывались на много ходов вперед, а к письмам порой была уже приложена соответствующая резолюция, которую оставалось только подписать.

Вячеслав Никонов, президент фонда “Политика”

Путина разжалобить нельзя. Он сам любит вспоминать свой прежний опыт работы. А человек такой профессии должен быть выше эмоций и руководствоваться трезвым расчетом. Вот с Ельциным можно было предсказывать, что, если кто-то пробился к нему на прием, скорее всего, этому кому-то пойдут навстречу. Вся практика встреч Путина с самыми разными людьми свидетельствует: выслушать собеседника президент готов – но решения примет сам по одному ему известному алгоритму. А любая попытка давления станет скорее аргументом против просящего.

Борис Макаренко, замдиректора Центра политических технологий

Многие проблемы нашей политики решаются на персональном уровне. Кому благоволят – тому помогают. Но не факт, что тому, кому благоволят сегодня, помогут завтра. Причем бизнесмены, как правило, сначала выходят на любимчиков президента, а они уже продвигают решение вопроса.

Ольга Крыштановская, руководитель сектора изучения элиты Института социологии РАН