На все случаи жизни


В первой декаде мая МТС подписала соглашение с NEC на поставку платформы для разработанной японцами популярной технологии i-mode, а также на поставку специальных телефонных трубок. По данным разработчика i-mode – японской корпорации NTT DoCoMo, в мире на конец 2004 г. насчитывалось более 47 млн пользователей этой технологии, 43 млн из которых живут в Японии, а 3 млн – в Европе.

По словам президента МТС Василия Сидорова, эта технология помогает упростить работу абонентов с Интернетом, а наполнением веб-страниц для российских граждан уже готовы заниматься десятки контент-провайдеров. Услуга будет доступна абонентам МТС с сентября этого года, а ее внедрение обошлось компании в сумму около $10 млн, отметил Сидоров. NEC поставит оборудование для работы с i-mode и несколько десятков тысяч телефонов трех моделей, которые появятся в Москве и Санкт-Петербурге уже в сентябре и будут продаваться по цене от $150. МТС также начала сотрудничать по поставкам трубок с Samsung и LG, а дистрибьютором выбрала дилерскую сеть “Связной”.

Сидоров рассчитывает, что в ближайший год услугой заинтересуются сотни тысяч абонентов и это добавит несколько долларов в ежемесячный счет (ARPU) каждого из них. В IV квартале 2004 г. средний ARPU абонента МТС составил $11,2. МТС намерена брать деньги за трафик и комиссионные, которые составят 20% от затрат абонента.

Аналитик iKS-Consulting Оксана Панкратова считает, что i-mode столкнется с жесткой конкуренцией. “Обычный WAP (традиционный мобильный Интернет. – “Ведомости”) сейчас стал качественным и под него не надо приобретать специальный телефон”, – пояснила Панкратова. По ее мнению, в ближайший год услуга принесет МТС не более $2–5 млн и больше важна компании для имиджа.

В “ВымпелКоме” и “МегаФоне” считают, что i-mode – это раскручивание абонентов на покупку новых трубок. “ВымпелКом” недавно предложил абонентам другую допуслугу – “Хамелеон”. Всем пользователям, обладающим сравнительно новыми SIM-картами, которые поддерживают “Хамелеон”, сеть поминутно предлагает купить ту или иную услугу, а от них лишь требуется согласие. В “ВымпелКоме” надеются, что “Хамелеон” поможет увеличит долю допуслуг в доходах компании с нынешних 15% до 18,5% к концу года.

Упрощение доступа к допуслугам привело к значительному росту числа их потребителей в московском “МегаФоне”. Как рассказал советник гендиректора компании Роман Проколов, например, после введения в апреле возможности автоматически настроиться на сервис количество пользователей мобильного телевидения возросло на 30% и составляет сейчас около 10 000 абонентов.

Услуга мобильного ТВ сейчас вводится и МТС, а “ВымпелКом” планирует запустить ее в конце года. Зато “МегаФон” ввел эту услугу еще год назад, и сейчас по сети оператора можно смотреть шесть каналов за $19 в месяц без какой-либо дополнительной платы. ARPU московского “МегаФона” составляет $20, из него 16% приходится на допуслуги. Проколов отметил, что концу года доля допуслуг в доходах оператора вырастет до 20%.

Сотовые операторы собираются также поддерживать устройства BlackBerry, позволяющие обеспечить защищенный доступ к корпоративной почте и базам данных. Особенно популярен этот сервис в Канаде и США. Стоит устройство BlackBerry $300–600. МТС собирается запускать этот сервис в IV квартале 2005 г. “ВымпелКом” также собирается в будущем предоставлять свои услуги владельцам BlackBerry. А в “МегаФоне” подумывают о том, чтобы внедрить услуги управления банковским счетом через мобильный телефон. Однако Проколов отметил, что оплатить что-то через телефон – например, поездку в автобусе, как это уже делается в Англии, можно будет после совершенствования финансового законодательства. Пока абоненты “МегаФона” могут получать SMS-сообщения о состоянии своего счета, а клиенты Citibank с мая через телефон могут добраться до своего счета, чтобы оплатить разговоры.

Не забывают операторы и о развлекательных услугах. МТС предложила пользователям “мобильное казино”, а также возможность заменить привычный звук ожидания соединения с абонентом другой мелодией или звуковым эффектом по желанию. “ВымпелКом” пока оценивает эффективность этого проекта: в Европе, кроме Испании, услуга не завоевала особой популярности.

В свою очередь “МегаФон” собирается порадовать новыми мобильными играми. На собственной выставке в конце прошлой недели оператор предоставил возможность всем желающим скачать на свои телефоны несколько “бродилок” и “стрелялок” с улучшенной анимацией, оптимизированных под новые модели телефонов.