Роботы среди нас


Роботы – это автономно действующие механические устройства с электронной начинкой под управлением самообучающихся компьютерных программ. Отечественная робототехника ведет отсчет своих достижений с лунохода, но после распада СССР она сдала позиции иностранным конкурентам. А зарубежный бизнес успешно воспользовался плодами гонки вооружений и соперничества сверхдержав в космосе. Сегодня, например, многие дети мечтают о киберсобаке Aibo от Sony. Да и некоторые взрослые тоже – как показал проведенный “Ведомостями” осенью 2004 г. опрос топ-менеджеров российских компаний, самым популярным гаджетом оказалась именно Aibo.

“Собака Aibo действительно вызывает большой интерес посетителей магазинов, – признает директор по маркетингу “Белого ветра” Максим Захир, – но желающих потратить более $2000 за нее немного – несколько сотен человек за год”. Осенью прошлого года “Белый ветер” начал продавать игрушечных роботов Robosapien производства компании WowWee за $220. Захир вспоминает, что перед Новым годом у Robosapien были хорошие продажи, но затем интерес к ним постепенно угас. “У Robosapien нет самостоятельности собаки, – объясняет он, – робот действует только по некоторому количеству заданных программ”. А Aibo может ходить по дому, играть с хозяином, фотографировать, проигрывать музыку и даже танцевать. Различные особи Aibo даже отличаются характером – одни из них начинают играть с проходящими мимо, а другие – просто смотрят им вслед. Robosapien же знает в совершенстве несколько десятков трюков и заметно проигрывает электронному другу человека в интеллекте.

Весь объем российского рынка роботов в широком понимании – включая промышленную технику, медицинских роботов и связанных с бытовой техникой и игрушками систем – превысил в 2004 г. $40 млрд, по неофициальной оценке российских участников рынка, говорит старший научный сотрудник ФГУ “НИИ – республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы” Роснауки Валентина Воронина. По ее словам, российских производителей роботизированной техники немного – хотя, например, российские программисты несколько последних лет занимают первое место на международном конкурсе RoboCup в Японии в симуляционной лиге, в которой моделируется футбольный кубок между виртуальными роботами.

Генеральный директор ООО “Геологоразведка” Сергей Изюмов признает, что российский бизнес пока не торопится инвестировать в робототехнику. Разработки этой компании можно использовать не только в геологоразведке, но и для проверки состояния дорог – в поиске провалов дорожного полотна, промоин или в канализационных работах там, куда человек не сможет или не захочет забраться.

Технический директор компании “Техновижн” Алексей Корнилов считает, что сейчас на рынке открываются радужные перспективы перед небольшими компаниями. “От советских времен в России остались большие наработки и хорошие специалисты, – говорит он, – раньше у них не было элементной базы, а сейчас ее можно получить за рубежом”. Однако госпредприятия, считает Корнилов, остаются неконкурентоспособными, а шансы есть у новых компаний.

Он говорит, что “Техновижн” выпускает нестандартные системы, которые нельзя назвать роботами, но они используют те же технологии: механику, электронику и программное обеспечение. Например, “Техновижн” выпускает стандартный комплект – шасси и электродвигатель для преподавания курсов мехатроники и робототехники, а также для создания роботов и участия в соревнованиях. Корнилов – один из учредителей ассоциации спортивной робототехники, и он надеется, что соревнования помогут популяризации робототехники. Особенно зрелищно выглядят баталии бойцовых роботов, которыми дистанционно управляют игроки. “Многие не считают бойцовых роботов роботами, ведь эти системы не действуют самостоятельно, – говорит Корнилов, – но если человек сделал бойцового робота, то он на этом не остановится”. По его словам, многие молодые победители таких соревнований быстро добиваются успеха в профессиональном роботостроении.