Сиди и смотри


Раньше российские операторы платного телевидения в основном боролись за абонентов двумя способами: увеличением количества каналов и снижением цен. Однако сейчас у большинства компаний эти параметры практически сравнялись. Поэтому начался поиск других путей привлечения абонентов.

Так, теперь практикуется индивидуальный подход к пользователю. Он может, например, оплачивать не весь пакет из 80 телеканалов, большинство из которых он вряд ли будет смотреть, а заплатить значительно меньшую сумму за пакет из 10 программ, при этом включить туда только свои любимые каналы.

Кроме того, среди крупных операторов все более популярным становится подход, который первым опробовал “НТВ-Плюс”, – не покупать телеканалы, а создавать их самим, исходя из потребностей зрителей. У самого “НТВ-Плюс” сейчас восемь каналов собственного производства, и число их постоянно растет. Так, в ноябре 2004 г. были запущены каналы “КиноХит”, “Настоящее смешное телевидение” и “Ностальгия”.

У запустившегося в этом месяце “СтримТВ” – четыре канала собственного производства: “Драйв” (автомобильная тематика), “Охота и рыбалка”, “Здоровое ТВ” и “РетроТВ” (лучшие фильмы и передачи прошлых лет). Собирается создавать свои каналы и “Корбина Телеком”, пока вещающая в тестовом режиме. “Мы уже создали собственную киностудию и пока собираемся сделать корпоративный телеканал, когда же выйдем в коммерческую эксплуатацию, число каналов собственного производства расширится”, – говорит вице-президент “Корбины” Александр Малис.

Помимо этого платные операторы начали расширять спектр услуг. “Стандартного показа телевизионных каналов абонентам теперь недостаточно”, – замечает гендиректор “Космос-ТВ” Андрей Степанов. Так, например, помимо собственно просмотра телеканалов абонентам DIVO-TV и “СтримТВ” доступна такая услуга, как “видео по запросу”. Заплатив примерно $2, зритель может, не выходя из дома, получить доступ к обширной видеотеке и, выбрав там фильм, посмотреть его у себя на экране телевизора в любое удобное время. В будущем такую услугу намерены внедрить у себя и “Космос-ТВ” с “НТВ-Плюс”.

Сегодня один из самых интересных путей развития платного телевидения – создание интерактивного телевещания (IP-TV). В роли оператора в данном случае выступает интернет-провайдер, который передает телесигнал на компьютер или телевизор по каналу скоростного доступа в Интернет. В результате абонент получает доступ к массе дополнительных услуг. Например, он может просматривать на экране телевизора электронную программу передач, заказывать билеты и расплачиваться за услуги, проверять свою электронную почту и просматривать некоторые интернет-страницы, участвовать в голосованиях и опросах. Также на базе интерактивного телевидения можно осуществлять услуги “видео по запросу” и “виртуального видеомагнитофона”, когда зритель программирует телевизор или компьютер на запись какой-то программы в определенное время.

По оценке компании Sunnyvale, в 2004 г. мировые доходы от IP-телевидения составили $635 млн, а количество подписчиков этой услуги составило 1,9 млн. К 2008 г. эти цифры могут вырасти до $7,2 млрд и 25,3 млн человек.

В России интерактивного телевидения пока практически нет. Тестовые сети есть в Рязани, Ставрополе и Краснодаре. В Москве возможности IP-TV уже около года тестирует “Корбина”. Пользователям бесплатно доступно восемь телеканалов и услуга “виртуальный видеомагнитофон”, появившаяся в апреле этого года. По словам Малиса, услугами IP-TV “Корбины” на сегодняшний день воспользовалось около 65 000 человек. В коммерческую эксплуатацию пока запущен только один проект полноценного интерактивного телевидения – это “СтримТВ”, детище входящей в АФК “Система” компании “Система Мультимедиа”. “СтримТВ” могут пользоваться абоненты сети широкополосного доступа интернет-провайдера “МТУ-Интел”. Для приема “СтримТВ” им необходимо приобрести специальный модем и приставку (set-top box) стоимостью около $200. Абонентская плата составляет $10–18.

За эти деньги пользователи получают доступ к 80 телеканалам и 62 радиостанциям. Также им доступны шесть игр, специально адаптированных для использования на телевизионном экране. В ближайшем будущем абоненты “СтримТВ” смогут также получить доступ в Интернет с экрана телевизора.

Эксперты по-разному оценивают перспективы IP-TV в России. “Технически такие услуги могут предоставлять более 100 российских интернет-операторов, однако вряд ли они пока будут это делать”, – считает аналитик J’son & Partners Борис Овчинников. Дело в том, объясняет Овчинников, что даже у самых крупных операторов широкополосных сетей доступа в Интернет количество абонентов не превышает 15 000–20 000 человек, поэтому запуск IP-TV для них пока нерентабелен.