Празднество мастеров


Группа энтузиастов под названием “Музыка града Петра” (так оно переводится на русский) собралась в 1992 г. – вскоре после того, как в России узнали про жильные струны, заостренные смычки, низкий строй и трактаты по исполнительскому искусству. А уже через год “Петрополитана” отхватила первое место на конкурсе в Голландии – стране, отличающейся особой концентрацией музыкантов-аутентистов.

Сегодня в аутентичном стиле играют уже и в Новосибирске, а петербургский “Оркестр Екатерины Великой” и московский Pratum Integrum вовлечены и в интернациональную практику. На ключевых позициях обоих названных оркестров, кстати, сидят музыканты “Петрополитаны”. За 15 лет костяк питерской группы слегка поменялся, а в юбилейном концерте с ней вместе выступали и московские музыканты нового призыва.

В малых составах, исполняющих прихотливую старинную музыку, идеальная сыгранность необходима по определению – тем не менее хочется снять шляпу, когда лидер “Петрополитаны” Сергей Фильченко и второй скрипач-виртуоз Дмитрий Синковский пускаются, к примеру, в запутанные перипетии сонат Дарио Кастелло. Не хуже, чем пылкий венецианец, музыкантам удается немецкий изобретатель Телеман: тут опытный Николай Нассонов, знающий толк в орнаментике и риторических фигурах, приплетает к ансамблю свою траверс-флейту. Виолончель Дмитрия Соколова создает фундамент, который порой кажется даже излишне мощным, но в заводной сонате La Folia Вивальди может выдать и лихое соло на впечатляющей скорости. Вместе с ним за архитектурный каркас целого отвечает клавесин Ирины Шнееровой: у нее, чья нотная строчка сводится к одному голосу (порой даже без ученых цифр), получается на ходу, буквально играючи, создавать изящно развитую партию. А если – очень редко, как в очаровательном Квинтете Иоганна Кристиана Баха, – репертуар простирается за рамки барокко, “Петрополитана” превращается в классический ансамбль, играющий на барочных инструментах. Празднично и шикарно, но с улыбкой.

По сравнению с юбилярами приглашенные по торжественному случаю европейские звезды, казалось, почивали на лаврах. Альфредо Бернардини маловыразительно солировал даже в хитовой части гобойного концерта Марчелло и не раз спотыкался в быстрых пассажах, зато не забывал про шоу. Прославленный Майкл Чанс прилежно демонстрировал небольшой диапазон, скучный тембр и досадную неповоротливость своего контратенора, а также вхолостую изображал страсть, хотя все-таки разошелся взаправду в арии Генделя “Дорогая супруга”. Конечно, европейские гости не уронили культуру, прекрасно вписавшись в ансамбли (оба вместе – в арии из 12-й Кантаты Баха). Но, стоит признать, в юбилейном концерте “Петрополитаны” они оба оказались скорее символическими украшениями.