Marriott выбирает преемника


Во многих компаниях, значительные пакеты акций которых принадлежат семьям основателей, например News Corp. Руперта Мердока и Toyota Motor, регулярно возникает вопрос выбора преемника. Например, Руперт Мердок намерен передать управление в руки одного из своих сыновей. В компании Marriott, где семье основателя принадлежит 20% акций, вопрос передачи власти вызывает ожесточенные споры.

Работа гендиректора Marriott International не для слабонервных. Ему придется столкнуться с ожесточенной конкуренцией со стороны отелей Westin и W, принадлежащих управляющей компании Starwood Hotels & Resorts Worldwide, не говоря уже о давнем сопернике – сети отелей Hilton. К тому же нельзя исключать возможное изменение стратегии. Marriott International управляет отелями, которые не находятся в ее собственности, а также продает франшизы на свои брэнды. Так компания сводит к минимуму риски, связанные с колебаниями цен на рынке недвижимости, но в результате постоянно сталкивается с сопротивлением владельцев отелей, которые платят компании за франшизу и управление.

Во время спада в отрасли, вызванного событиями 11 сентября 2001 г., владельцы отелей были возмущены, что условия контрактов слишком выгодны для Marriott. Некоторые даже подали в суд, обвиняя компанию в мошенничестве. Ряду требований пришлось уступить, Marriott перезаключила сотни контрактов, но удержалась на плаву.

С тех пор положение на рынке улучшилось. В прошлом году Marriott получила $596 млн прибыли при обороте $10,1 млрд. Цены за номер высоки, как никогда, но при этом свободных мест в отелях практически нет. Стоимость акций Marriott International по сравнению c 2003 г. выросла вдвое.

Тем не менее Билл Марриотт и совет директоров хотят принять взвешенное решение. В качестве основных претендентов на высший пост называют 43-летнего Джона Марриотта и 46-летнего финансового директора компании Арне Соренсона. “Конечно, хотелось бы, чтобы корпорацию возглавил член нашей семьи, но в любом случае это должен быть лучший кандидат, – говорит Билл Марриотт. – Я всегда говорил своим детям, что для них здесь нет легких путей”. “Совет директоров очень ценит вклад семьи Марриотт в управление компанией”, – говорит Ларри Келлнер, член совета директоров Marriott и генеральный директор Continental Airlines. Он отказался обсуждать кандидатов, но заявил, что “решение будет основано на их заслугах”.

Семейные традиции

История семейного бизнеса Марриоттов началась с торговли газированной водой на одной из улиц Вашингтона. Затем компания занималась ресторанным бизнесом. Только под влиянием своей супруги основатель компании Джон Виллард Марриотт передал бразды правления сыну. В 1964 г., когда 32-летний Билл Марриотт стал президентом, отец написал ему проникновенное письмо с советами по управлению. Например, такими: “Будь осторожен со своими привычками – плохие привычки тебя погубят” и “Молись о каждой серьезной проблеме”.

Ветераны Marriott International вспоминают, что Билл Марриотт долго находился под влиянием отца, который настаивал на агрессивной экспансии, но опасался брать в долг. “Он никогда не был доволен, – рассказывает Билл. – Я работал на четверку, а он требовал пятерок”. Именно Биллу принадлежит нынешняя концепция гостиничной сети, которая способствовала быстрому росту компании. Сегодня во всем мире работают более 2500 отелей, управляемых Marriott или открытых на франчайзинговой основе. Холлы многих отелей украшены портретами Билла и его отца.

Билл и его жена Донна растили своих детей в семейном бизнесе – с 15 лет подростки начинали свою карьеру на кухне или на ресепшене одного из отелей. “Никто из нашей семьи не пошел в политику или шоу-бизнес, несмотря на то что мы весьма обеспечены, – говорит Билл Марриотт. Но обстоятельства складываются так, что двое из трех его сыновей не в состоянии возглавить компанию. Дэвид еще слишком молод, а Стивен серьезно болен. Остается Джон.

Член семьи

Джон Марриотт – его полное имя Джон Виллард Марриотт III – занял место в совете директоров в 2002 г., а годом позже стал исполнительным вице-президентом по продажам, маркетингу и операциям. Но у него небогатый послужной список, и любимцем публики его не назовешь. Он был воспитан в строгих традициях семейной компании и сменил несколько должностей, на которых должен был детально изучить внутреннее устройство организации. Он мыл тарелки, управлял рестораном, был исполнительным ассистентом отца, управлял деятельностью компании в одном из регионов. Но Джон не слишком хорошо разбирается в сложных финансовых вопросах. Сам он считает, что ему удалось оставить заметный след в компании, и гордится, что в прошлом году организовал проект “Гарантия лучшей цены”. Теперь компания обещает постояльцам 25%-ную скидку, если в Интернете они найдут лучшие условия, чем им предложили в самой гостинице.

Джон во многом похож на отца. Они оба любят быстрые машины и собирают коллекцию спортивных автомобилей. Как и Билл, Джон интроверт. Быть Марриоттом совсем не просто, утверждает он. “Люди узнают, что я Марриотт, и делают неверные выводы, – отмечает он. – Иногда скромность принимают за смущение или растерянность”.

Во время презентации перед финансовыми аналитиками в мае 2001 г. Джон рассказывал о стратегии компании в области продаж и маркетинга. “На работу в Marriott я пришел, когда мне было 15 лет. Первая моя должность была на кухне – я мыл посуду”, – начал Джон свою речь. Но потом он несколько раз запнулся, и после его выступления собравшиеся обсуждали неловкие паузы. “Трудно говорить об этом с Биллом Марриоттом, ведь Джон его сын”, – говорит менеджер одного из фондов, который владеет акциями Marriott International. Билл Шоу, президент и директор по операциям компании Marriott, говорит, что Джон не умеет четко выражать свои мысли на публике. К тому же он “не любит быть в центре внимания”, считает Шоу.

Билл Марриотт сочувствует сыну. “Мне тоже приходилось брать уроки ораторского искусства”, – говорит он, вспоминая свои первые выступления перед специалистами. “Я тоже постоянно нервничал и запинался. Я оправдывал самые дурные предчувствия”, – вспоминает Билл Марриотт. Это не помешало ему десятилетиями успешно руководить компанией.

Эксперт по финансам

Арне Соренсон – финансовый эксперт, сыгравший центральную роль во всех ключевых сделках компании за последние 13 лет. Молодой юрист Соренсон, тогда работавший в юридической компании Latham & Watkins, в 1992 г. помог Marriott завершить сделку, в результате которой компания отказалась от операций с недвижимостью и сконцентрировалась на франчайзинге и управлении отелями. После этой сделки он пришел работать в Marriott, где сосредоточился на вопросах финансовой и юридической стратегии.

Общительному и обаятельному Соренсону удалось сделать в компании стремительную карьеру. В последние годы именно на его долю выпадали самые сложные задачи. Он улаживал споры с владельцами отелей, считавшими, что Marriott навязывает крайне невыгодные контракты. Host Marriott – независимая компания по управлению недвижимостью, появившаяся на свет в 1992 г., угрожала подать на Marriott в суд, обвиняя ее в завышении тарифов и присвоении платежей от поставщиков. Дружеские отношения Соренсона и гендиректора Host Marriott Криса Нассетта помогли заключить соглашение, сведшее к минимуму ущерб текущим доходам компании.

У Соренсона нет постоянного места в совете директоров, но он активно участвует в каждом заседании, причем его влияние не ограничено сферой финансов. Например, именно он настоял на покупке отелей Renaissance, что значительно усилило влияние компании в Азии.

Соренсон с большим уважением отзывается о Джоне Марриотте: “Многие говорят, что его судят не так строго, потому что он один из Марриоттов. Но это не так. К нему предъявляют гораздо более строгие требования, чем к другим руководителям”. Но в то же время Соренсон осмеливается утверждать, что роль семьи Марриотт должна измениться. “Я думаю, Джон может стать представителем семьи Марриотт в компании. Но какую роль семья должна играть в бизнесе, еще предстоит определить”. (WSJ, 19.05.2005, Полина Михалева)