Без электричества никуда

С. Портер

Не работали отделения многих банков на юге Москвы. Сбербанк предупредил клиентов о временных затруднениях. Некоторые отделения “Сбера” были закрыты. Приостановили операции и ряд офисов Внешторгбанка. У Альфа-банка, по словам начальника управления розничных продаж Алексея Марея, не работала часть банкоматов на юге Москвы.

За день экономика Москвы создает добавленной стоимости примерно на 15 млрд руб., а с учетом затронутых аварией Московской, Тульской и Калужской областей потери могут достичь 30 млрд руб., отмечает экономист банка “Траст” Евгений Надоршин.

Без денег

Авария в Чагино на несколько часов парализовала финансовый рынок и расчетную систему.

В 12.30 ММВБ приостановила торги из-за отсутствия связи с биржей у 80% участников рынка, рассказывает пресс-секретарь группы бирж ММВБ Алексей Герасюк. Торги валютой и госбумагами возобновились лишь в 14.30, а сделки с акциями на Фондовой бирже ММВБ – в 15.00. Биржа РТС приостановила торги в 12.37 и возобновила их в 14.45.

В Центробанке уверяют, что платежная система работала в обычном режиме. Тем не менее его Межрегиональный центр информатизации (МЦИ), на который приходится основная часть расчетов в стране, сместил время платежей. Как рассказал один из банкиров, второй рейс, который обычно проводится в 14.00, был перенесен на 17.00. Для передачи электронных документов МЦИ задействовал телефоны резервного узла, а завершение работы отложил на час – до 22.00. Впрочем, после 18.00 работа полностью восстановилась, рассказывает представитель ВИП-банка Елена Короткова. По ее словам, клиенты отнеслись к ситуации с пониманием и претензий не высказывали.

Из-за проблем со связью остановился межбанковский рынок, говорит дилер Межпромбанка Армен Асатурян: “Ставки МБК достигали 14% годовых вместо обычных 2%, но сделки были единичны. Это не рабочая ситуация”. Из-за перебоев со связью возникала несогласованность котировок, было невозможно подтвердить сделки, добавляет он.

Более половины торговых точек, по оценке советника председателя правления Связь-Банка Аркадия Комягинского, вчера не принимали к оплате карточки. В магазинах “Седьмого континента”, по громкой связи предупреждали клиентов, что оплатить покупки карточкой невозможно.

Банкиры затруднились оценить понесенный ущерб. Зампред правления небольшого московского банка отметил, что помимо проблем с расчетами часть клиентов попросту не доехали до банка. В результате объем его операций за день упал более чем вдвое. А начальник отдела денежного обращения Института открытой экономики Виктор Шпрингель оценил общие потери банков от вчерашнего простоя в 200 млн руб.

Brunswick UBS, по словам его президента Марлена Манасова, вчера не работал, а торговля на российском рынке шла через лондонский офис. Здание было обесточено и сидеть в темноте не было смысла. “Пока катастрофы нет – поэтому и фондовые индексы не обвалились, – отметил Манасов. – Но если до завтра ситуацию не исправят, то рынок точно пойдет вниз”. Индекс РТС практически не изменился (-0,06%). Акции РАО ЕЭС на ММВБ упали на 1,8%, а “Мосэнерго” – на 4%.

Без бензина

Первой жертвой аварии стал Московский НПЗ (МНПЗ), обеспечивающий около 55% потребности Москвы и области в топливе. Завод был обесточен еще вечером во вторник, а оборудование – переведено в режим рециркуляции, т. е. оно поддерживается в рабочем состоянии, но продукцию не производит. По словам Николая Фролова, пресс-секретаря Московской нефтегазовой компании, в которую входит МНПЗ, его остановка произошла без особых проблем, поскольку и до этого он работал не на полную мощность: с начала мая на плановом ремонте находится установка крекинга, производящая высокооктановые бензины. Как говорит Фролов, нефть на завод не поступает, и продукция, за исключением битума, не отгружается. По его словам, МНПЗ на возобновление производства понадобится полтора-два дня, а убытки завод еще не подсчитывал.

Бензиновый кризис столице пока не грозит. По словам начальника отдела московской мэрии Игоря Чурсина, на нефтебазах и АЗС имеется более чем 10-суточный запас топлива.

Не работали и многие заправки. По данным Григория Сергиенко из Московской топливной ассоциации, в Подмосковье закрылось 8% заправок. А представитель “ЛУКОЙЛа” Дмитрий Долгов сказал, что из более сотни АЗС, торгующих в регионе под маркой компании, закрылись 18, но уже к 17.00 их число сократилось до 10. Дневная выручка одной заправки в московском регионе, по данным МТА, составляет 150 000 руб.

Без связи

Авария оставила многих москвичей без связи. Телефоны у москвичей могли не работать не только из-за сбоев сети связи, указывает руководитель управления по информации и связям с общественностью Анатолий Верещагин: “Некоторые абоненты используют телефоны, питающиеся от розетки”.

У сотовых операторов возникли проблемы иного рода. “Из-за ЧП выросло количество звонков. У нас трафик в южном направлении вырос в 2–2,5 раза, как на Новый год”, – говорит пресс-секретарь московского региона “ВымпелКома” Евгения Демина. По оценке J’son & Partners, вчера сотовые операторы могли дополнительно заработать до $11 млн. Правда, из-за лавинообразного роста трафика у многих абонентов возникли трудности с дозвоном.

А вот Рунет пережил один из худших дней в своей истории: по подсчетам J’son & Partners, вчера количество пользователей Интернета снизилось на 20%, а число просмотренных страниц – на 40%. Из-за аварии отключился основной российский узел обмена интернет-трафиком – М9. В результате доступ к ряду сайтов оказался невозможен, рассказал представитель крупнейшего интернет-провайдера “РТКомм”. В Golden Telecom признались, что у его абонентов возникли сложности с передачей данных, а самым заметным стал сбой в работе mail.ru, клиента GT.

Без транспорта

Сразу после аварии, в 11.10 в метро встали все электрички на южных участках трех веток и еще три ветки встали полностью. Эвакуация пассажиров была завершена к 12.15. На 20.00 не было восстановлено движение только на двух участках – Люблинской и Серпуховской ветках. А вечером руководитель “Мосгортранса” Павел Златин рассказал, что не функционируют восемь трамвайных и 22 троллейбусных маршрутов.

Такси на всех не хватило. “Я всегда свободно брал такси на Варварке, а сегодня там была очередь из 15 человек”, – возмущается чиновник администрации президента.

По данным РЖД, остановилось 37 пассажирских, 700 пригородных и 127 грузовых составов. Грузы застряли самые разные – от фруктов до угля. “Мы будем требовать компенсации от энергетиков, – говорит вице-президент РЖД Хасян Зябиров. – Нам придется платить пассажирам, грузоотправителям, больших затрат стоило пригнать около 350 тепловозов”.

Аэропорты серьезных проблем не испытали. “Шереметьево” в зону отключения не попало, а остальные, как заверил вчера министр транспорта Игорь Левитин, сразу перешли на резервные мощности. Убытков аэропорты не понесли, заверяют их представители. “До “Внуково” доехали с трудом, но вылет назначен по графику”, - подтвердил сотрудник “АвтоВАЗа”, вылетавший в Тольятти.

Без еды

Остановились три крупных мясокомбината – Микояновский, Бирюлевский (входит в группу АПК “Черкизовский”) и Таганский (ТАМП). Гендиректор ТАМП Владимир Козлов говорит, что предприятие может понести колоссальные убытки, если останется без электричества достаточно долгое время. Директор по связям с общественностью АПК “Черкизовский” Дмитрий Зубков говорит о сотнях тысяч долларов уже понесенных убытков. С утра не работали подмосковные заводы Danone и “Нидан”, сообщили в компаниях. К вечеру “встал” Царицынский молокозавод “Вимм-Билль-Данна”.

Без света остались и почти все столичные производители мороженого, говорит директор бизнес-направления “Мороженое” группы “Рамзай” Олег Коваленко.

“У меня чуть не случилась авария на фабрике, – делится впечатлениями председатель совета директоров Одинцовской кондитерской фабрики Андрей Коркунов. – Продлись отключение еще некоторое время – шоколад застыл бы в трубах. Не факт, что его удалось бы оттуда вычистить. К счастью, из-за жары шоколад застыть не успел”.

Без покупок

Ритейлоры, чьи магазины сосредоточены на юге города, недополучили от $10 000 до $400 000 выручки.

Почти весь день не работали семь из 23 магазинов бытовой техники “М Видео”, рассказывает директор по маркетингу сети Михаил Кучмент, а недополученная выручка составила $400 000.

А каждый из закрытых магазинов “Патэрсона” потерял более $10 000, возмущается гендиректор сети Юрий Яковчик. По его словам, было закрыто 17 магазинов сети (около 40%), из которых к 18.00 открылись 11. Директор по рознице компании “Номенар” (магазины одежды S.Oliver и Zola) Денис Минаев сообщил, что два их магазина из-за простоя недополучили $30 000.

Один из магазинов этой сети находится в торговом комплексе “Мега” в Теплом Стане. “Мега” пострадала больше остальных – на первом этаже комплекса растаял гигантский каток”, – рассказал Минаев. По его оценке, арендаторы комплекса недополучили в общей сложности $15 млн. Каток действительно тает, подтверждает сотрудник “Меги” Херман Геверт, добавляя, что “нельзя сказать, что вместо него теперь бассейн”.

Без ответа

Имущество “Мосэнерго” застраховано в компании “Лидер”. Ее представитель признал, что по этому объекту “есть признаки наступления страхового случая”, и добавил, что на месте аварии работает страховой комиссар компании. Однако размер выплат еще не определен, а энергокомпания к страховщику пока не обращалась. Представитель “Лидера” также подчеркнул, что компания застраховала лишь имущество “Мосэнерго”, а не ответственность компании перед третьими лицами.

Последствия аварии пока не устранены, но некоторые эксперты уже оценивают шансы пострадавших компаний возместить убытки, подав в суд на энергетиков. Геверт из “Меги” сообщил, что компания может подать иски против виновников отключения после того, как выяснится, кто должен нести ответственность, и будет оценен размер ущерба. Пообещал “обязательно добиваться” компенсаций от стороны, которую признают виновной в инциденте, и Яковчик из “Патэрсона”.

Если не будет доказано, что авария случилась по вине каких-либо лиц, например была вызвана проектировщиками или эксплуатирующими организациями, то это будет классический форс-мажор и перспективы у исков не будет, говорит управляющий партнер юрфирмы A.S.T.Legal Анатолий Юшин, добавляя, что, как правило, такие случаи являются форс-мажором. Форс-мажоры очень редки в юридической практике, возражает управляющий партнер Timothy’s Евгений Тимофеев. Если будет доказано, что аварийную ситуацию можно было предвидеть, то перспективы у исков к энергоорганизациям будут, считает он.

В “Мосэнерго” затруднились прокомментировать возможность исков от потребителей: “Мы пока не задумываемся о возможных исках, для нас главная цель – устранить аварию, о последствиях этого мы будем думать. В РАО не исключают возможность подачи исков к ней и к дочерним компаниям, сказал представитель энергохолдинга и от дальнейших комментариев отказался.