“Эдельвейс” не прижился в Сибири


Группа “Эдельвейс” контролирует 75% Куйбышевского завода. На прошлой неделе группа решила продать акции завода за $1,1 млн, сообщил “Ведомостям” председатель совета директоров КЗА, гендиректор торгово-промышленной группы “Эдельвейс” Александр Воробьев. Но покупателя на этот актив группа еще не нашла.

Группа купила КЗА в начале 2003 г. у новосибирской группы КСК. За счет сибирского завода группа планировала за 2–3 года удвоить объемы продаж фильтров для отечественных легковых автомобилей, говорил тогда топ-менеджер группы “Ведомостям”. Мощности КЗА позволяли этого добиться. За счет производства продукции в Сибири “Эдельвейс” рассчитывал выйти на рынки Дальнего Востока и Средней Азии, где достаточно много российских автомобилей.

Группа восстановила технологические линии, очистила предприятие от долгов, говорит Воробьев. Инвестиции в восстановление КЗА составили около $1 млн, а ежемесячная выручка завода достигает 10 млн руб., добавил он.

“Эдельвейс” решил избавиться и от 26% акций Ливнинского автоагрегатного завода (ЛААЗ) (г. Ливны, Орловская область), крупнейшего российского производителя автофильтров. На долю этого завода, по данным квартального отчета предприятия, приходится около 30% рынка. За этот пакет “Эдельвейс” хочет получить $1,7 млн, сказал Воробьев. Он надеется, что интерес к акциям проявят нынешние акционеры ЛААЗа – компания “ОПК-Инвест”, владеющая 51% предприятия. Первый заместитель гендиректора “ОПК-Инвест” Владимир Рыжов сообщил, что акционеры ЛААЗа рассмотрят этот вопрос в июне.

Группа продет КАЗ в первую очередь из-за бесперспективности производства карданных валов. Сейчас эта продукция, по словам Воробьева, используется только на большегрузных автомобилях, а в современных легковушках кардана нет. “К тому же правительство делает ставку на организацию сборочных производств иномарок, а наша продукция используется только в российских автомобилях”, – добавил он. А на Дальнем Востоке уже сейчас сложно конкурировать по ценам с китайскими аналогами. А продать пакет на ЛААЗе, говорит Воробьев, группа решила, так как его размер не дает возможности участвовать в управлении предприятием.

Но экспертов не убеждают эти доводы. Спрос на карданные валы постоянно растет и вряд ли стоит ожидать его падения, считает пресс-секретарь ГАЗа Сергей Луговой. “Трудно объяснить причину продажи Куйбышевского завода, скорее всего у собственников нет средств для модернизации производства и улучшения качества продукции”, – предположил пресс-секретарь. Он говорит, что ГАЗ сейчас предпочитает закупать карданные валы на Украине, где качество выше.

Растущий спрос на автомобильные фильтры отмечает и Владимир Рыжов. В прошлом году ЛААЗ увеличил объемы производства на 18%, говорит он. Не видит логики в продаже этих активов и аналитик ОФГ Елена Сахнова. Она считает, что до о 2010 г. спрос на ГАЗы и ПАЗы будет расти, а следовательно, продукция автоагрегатных заводов будет востребована.

А аналитик “Ренессанс Капитала” Виктор Цховребов называет оправданным решение “Эдельвейса”. На рынки идут процессы консолидации активов, постепенно сюда приходят иностранные производители автокомпонентов и небольшие производители будут сдавать свои позиции, считает он.

Воробьев говорит, что не торопится продать эти активы, и если появится хорошая идея, как развивать эти предприятия, то, возможно, их не будут продавать.