Рискованное новшество Nokia


Анонсированная новинка, Nokia 770, представляет собой карманный коммуникатор, оснащенный средствами беспроводной связи Wi-Fi. Появление такой модели знаменует существенный поворот в стратегии финской компании, еще в 1997 г. отказавшейся от производства телевизионной и компьютерной техники исключительно в пользу сотовых телефонов.

На рынке модель 770 должна появиться осенью, стоить новинка будет около $350. В отличие от традиционных коммуникаторов Nokia, эта модель не будет содержать “сотового” радиочипа, а в качестве программной платформы в 770 используется Linux, а не ОС Symbian. “Это устройство ближе к компьютеру, чем к телефону, – говорит Янне Йормалайнен, вице-президент Nokia по конвергентным системам. – Решение об использовании Linux объясняется тем, что эта операционная система наилучшим образом подходит для устройств, не работающих в сотовых сетях”.

Коммуникатор 770 способен работать без подзарядки элементов питания в течение примерно трех часов. Программное обеспечение позволяет путешествовать по Интернету и обмениваться электронной почтой. Для ввода текста предусмотрено стило в сочетании с программой распознавания рукописного текста. В будущих версиях коммуникатора разработчики обещают добавить функции интернет-телефонии и мгновенного обмена сообщениями.

Аналитики встретили анонс 770 сдержанно: многие из них сомневаются, что спрос на устройство с небольшим объемом памяти, не имеющим клавиатуры, будет велик. “Здесь можно вспомнить незавидную судьбу похожих продуктов – Toshiba Libretto, выпущенного в конце 1990-х, и Sharp Zaurus, появившегося в начале этого десятилетия, – говорит Бен Вуд, аналитик из Gartner. – Целевая аудитория у таких устройств мала. Их нельзя отнести ни к полноценным персональным компьютерам, ни к настоящим телефонам. В прошлом подобные попытки оканчивались неудачно”.

По мнению Вуда, Nokia сознательно отказалась включить в состав первой версии 770 средства интернет-телефонии, таким образом не дав пользователям возможности звонить задешево через Интернет. Решение, как считает аналитик, продиктовано нежеланием финской компании подрывать ее основной бизнес.

Между тем доля Nokia на мировом рынке сотовых телефонов в I квартале снизилась по сравнению с последними месяцами прошлого года. По оценке Gartner, финская компания продала за квартал 54,9 млн устройств – это 30,4% всех продаж (в IV квартале на долю Nokia приходилось 33%).

Впрочем, первые три месяца года традиционно являются для Nokia не слишком удачным периодом. Сейчас финская компания пытается восстановить преимущество, утраченное в начале прошлого года, когда рыночная доля Nokia опустилась ниже уровня 29%. В целом же объем мировых продаж сотовых телефонов в I квартале достиг 180,6 млн штук, и компания Gartner скорректировала свой прежний прогноз на 2005 г. с 739 млн штук до 750 млн. (FT, 25.05.2005, Александр Силонов)