Всё за три рубля


Проколов заверил, что “МегаФон” не использует для передачи трафика IP-каналы, а работает только с “Межрегиональным ТранзитТелекомом” и “Ростелекомом”, с которыми “хорошие партнерские договоренности”. В то же время каждый из этих операторов заверил “Ведомости”, что работает “на единых принципах взаиморасчетов со всеми операторами”. “Тарифные планы для пользователей напрямую не связаны с межоператорскими соглашениями. А сам тариф – маркетинговый ход оператора для привлечения пользователей и объема трафика”, – отметил гендиректор МТТ Константин Солодухин.

Тариф под названием “Единый” появится с 1 июня. По словам советника гендиректора московского “МегаФона” Романа Проколова, компания решила придумать максимально простой тариф, способный заинтересовать молодых людей, у которых много друзей учится за границей, а также всех остальных абонентов в период отпусков. Проколов подчеркнул, что даже если абоненты будут использовать этот тариф только для звонков за границу, “МегаФон” будет работать не в убыток. “У нас не дешево – у конкурентов дорого”, – заметил Проколов. Хотя тариф не совсем “единый”, например, звонок на мобильный телефон в США обойдется абоненту в 7 руб. В “МегаФоне” надеются собирать с абонентов “Единого” в среднем $15–20 в месяц.

Конкуренты отнеслись к инициативе “МегаФона” с настороженностью. “Значит, они не могут предложить ничего интереснее, чем снижать цены и терять на этом деньги”, – возмущается пресс-секретарь “ВымпелКома” Юлия Остроухова. Она также заметила, что “МегаФон” предлагает такое только москвичам, тогда как “ВымпелКом” разрабатывает свои предложения по всей России. Директор МТС по связям с общественностью Павел Нефедов отметил, что у “МегаФона” в отличие от МТС и “ВымпелКома” карточки предоплаты за разговоры небессрочные, поэтому каждый абонент “МегаФона” должен в месяц все равно отдать оператору минимум $10. “Тариф только выглядит дешевым. Это уловка для привлечения абонентов”, – подчеркнул Нефедов. С ним соглашается и эксперт “Мобильного форума” Алексей Бойко. Он также усомнился, что тариф “МегаФона” может заинтересовать массового потребителя. “Много ли найдется знакомых за рубежом, которым можно звонить на фиксированный? Все обычно общаются по мобильным”, – отмечает Бойко.

Эксперты указывают, что благодаря новому тарифу “МегаФон” может потеснить на московском рынке не только других сотовых операторов, но и “Ростелеком”, у которого международные звонки с обычного телефона стоят в разы дороже. “Это очень конкурентное предложение, которое может озадачить всех операторов и обеспечить активный переток трафика из “Ростелекома” в мобильную сеть. Москвичи захотят подключаться к “МегаФону” специально для звонков за границу”, – считает аналитик “Атона” Елена Баженова.

Впрочем, в “Ростелекоме” серьезного перетока дальнего трафика в “МегаФон” не ожидают. “Сложно поверить, что абоненты будут заключать контракт с “МегаФоном” только для междугородных звонков, а 3 руб. за минуту местной связи – это довольно дорого”, – сомневается директор “Ростелекома” по связям с общественностью и инвесторами Антон Клименко.

“МегаФон” хочет увеличить объемы продаж в московском регионе, где ее позиции слабее, чем у конкурентов, и у нее есть все шансы”, – полагает аналитик J’son & Partners Елена Полукарова. По данным ACM-Consulting, в апреле компания занимала только 12,3% рынка, тогда как у МТС и “ВымпелКома” – более 43%.

По оценке Полукаровой, “МегаФон” предложил звонить по Москве по цене примерно в два раза ниже, чем у конкурентов – МТС и “ВымпелКома”, а за границу в некоторых направлениях – в шесть раз. Так, например, у МТС звонок в Европу стоит $0,6, а в Америку – $1,7. “Он практически вплотную приблизился к тарифам, предлагаемым IP-операторами”, – говорит Полукарова. Руководитель по маркетингу “Корпорации ОСС” Дмитрий Красильников подтвердил, что тариф “МегаФона” не намного дороже, чем тарифы у его компании. “У нас звонок в Америку – 1,8 руб./мин, – говорит Красильников. – Однако у “МегаФона” не надо набирать коды доступа при дозвоне и можно делать звонок прямо с мобильника, поэтому это действительно серьезный шаг на рынке”.

В то же время он пояснил, что закупочные цены на пропуск трафика у международных операторов для всех сейчас уже достаточно низкие. Их себестоимость, например, в США и Канаду – $0,01–0,02 за минуту, примерно столько же стоит добраться до границы. “При выгодном договоре с транзитными операторами можно снизить цену и до 1 руб. и не работать в убыток”, – резюмировал Красильников.