Засудят


За две недели чтения приговора выяснилось, что суд признал доказанной вину бывших совладельцев “ЮКОСа” по 10 эпизодам из 11. Адвокаты подсудимых чаще всего характеризуют приговор как “фарс”: суд полностью занял позицию обвинения, ни один довод ни защитников, ни самих подсудимых не был признан “состоятельным”. “С юридической точки зрения оценивать это уже невозможно”, – говорит адвокат Антон Дрель, защищающий обоих подсудимых. Лебедев в пятницу даже запретил своим адвокатам публично комментировать приговор “в связи с противозаконными действиями и решениями Мещанского суда” до особого распоряжения.

Защитники гадают, как суд поступит с последним обвинением – в незаконной приватизации 20% акций мурманского комбината “Апатит”. Десятилетний срок давности по нему истек в прошлом году, обвинение просило вину подсудимых признать, но наказание не назначать. Теперь судьи, по прогнозу адвокатов, то ли вынесут частное определение (и огласят его после приговора), то ли включат мотивировочную часть в приговор и освободят от наказания (в этом случае чтение приговора может растянуться еще на несколько дней).

Но независимо от того, когда будет завершено чтение приговора и на какой срок Мещанский суд осудит Ходорковского с Лебедевым, адвокаты готовятся бороться дальше. “Совершенно очевидно, что приговор обвинительный, поэтому мы собираемся подавать кассационную жалобу в Мосгорсуд”, – говорит адвокат Лебедева Елена Липцер. Обжаловать приговор обещают и адвокаты Ходорковского.

На подачу жалобы у защиты есть 10 календарных суток, причем “жаловаться” адвокаты собираются и по существу приговора, и по процессуальным основаниям. Если Мосгорсуд подтвердит вердикт Мещанского, приговор вступит в законную силу и подсудимые отправятся в места лишения свободы. После этого пересмотреть приговор сможет лишь Верховный суд.

Другая линия защиты – международная. От имени Ходорковского и Лебедева уже поданы жалобы в Европейский суд по правам человека. По словам Липцер, оба жалуются на нарушение двух статей Европейской конвенции по правам человека – третьей, гарантирующей право не подвергаться бесчеловечному и унижающему достоинство обращению, и пятой, гарантирующей свободу и личную неприкосновенность. Жалоба Лебедева уже прошла процесс коммуникации, т. е. суд выяснил позиции сторон по делу, и назначена к рассмотрению в приоритетном порядке. Когда именно ее рассмотрят, пока неизвестно. Жалоба Ходорковского пока лишь зарегистрирована как поданная в суд. После того как приговор Мещанского суда вступит в законную силу, адвокаты обещают подать еще одну жалобу в Европейский суд – об ущемлении права на справедливое судебное разбирательство (статья 6 конвенции).

Надежды на российские судебные инстанции мало, почти хором говорят эксперты. “Это дело носит политический характер, – констатирует адвокат Максим Домбровицкий из коллегии “Князев и партнеры”. – Скорее всего, Мещанский суд уже знает позицию вышестоящей инстанции по этому делу и пересматривать приговор никто не станет”. А адвокат Лариса Мовэ, защищающая экс-председателя РФФИ Владимира Малина, считает продуктивной международную линию защиты. “Как только дело перестанет рассматриваться в наших судах, его наконец изучат с точки зрения закона”, – обнадеживает она.