Промышленность в Санкт-Петербурге: Трудности перевода


Открывая свои заводы в России, иностранные производители бытовой техники стремятся найти местных поставщиков комплектующих. Electrolux поставил задачу в течение трех лет с начала производства достичь локализации в 50%, говорит директор Санкт-Петербургского регионального отдела компании Алексей Браверман. Он признает, что сейчас степень локализации “не очень значительная”.

В пресс-службе Bosch und Siemens Hausgerate сообщили, что тоже ведут поиск российских поставщиков для своего будущего завода.

У всеволожского завода Merloni TermoSanitari пока только два российских поставщика, говорит гендиректор завода Олег Лавренов. Петербургское НПО по переработке пластмасс им. “Комсомольской правды” производит пластмассовые крышки для водонагревателей, а череповецкая “Северсталь” поставляет металл для корпусов. Лавренов пояснил, что Merloni предпочитает закупать комплектующие централизованно для всего концерна, так как это позволяет минимизировать цены. Такие детали обходятся дешевле, чем аналоги местного производства, даже с учетом доставки и таможенных пошлин, уверяет он. “Здесь мы будем искать только то, что везти нет никакого смысла. Например, пластмассовые детали”, – пояснил Лавренов. Но аналитик маркетингового агентства GfK Юлия Гиреева считает, что экономия за счет локализации может достигать 30% в сравнении с импортом комплектующих.

Престижное партнерство

“Северсталь” стала поставщиком всего итальянского концерна еще в 2000 г., поэтому и партнером завода во Всеволожске стала автоматически, рассказали в пресс-службе металлургической компании.

Для НПО по переработке пластмасс путь к сотрудничеству с итальянцами был сложнее. Чтобы выпускать продукцию для Merloni, предприятию пришлось инвестировать около 350 000 евро в закупку нового и модернизацию старого оборудования, рассказывает гендиректор НПО Ирина Дориенко. Она признает, что эти инвестиции окупятся не сразу. “Мы рассчитываем, что в перспективе станем поставщиками всего концерна и объемы закупок у нас увеличатся в десятки раз”, – пояснила Дориенко. Сейчас, по ее словам, заказ Merloni в объеме выручки предприятия составляет всего около 2,5%.

Хотя среди требований Merloni нет обязательной сертификации по стандартам ISO, предприятие получило сертификат, который позволит заключать контракты с другими иностранными партнерами. “Например, Electrolux требует обязательной сертификации”, – пояснила Дориенко.

Нелегкая задача

Но не все петербургские заводы, способные производить комплектующие для бытовой техники, стремятся стать партнерами иностранных концернов. “Мы проанализировали условия Electrolux и пришли к выводу, что они для нас не выгодны из-за малых объемов закупок”, – говорит сотрудник одного из петербургских предприятий, которое вело со шведами переговоры о поставке литых деталей. И заводу, добавил собеседник “Ведомостей”, пришлось бы потратить около 1 млн евро на закупку нового оборудования и технологии.

Европейцы признают, что очень мало российских производителей могут выполнить жесткие требования по качеству и срокам поставок. Например, Electrolux начала искать поставщиков еще в 2002 г., говорит Браверман. Компания изучала местный рынок, проводила семинары для петербургских и областных промышленников. За это время Electrolux получила несколько десятков предложений о сотрудничестве. По словам Бравермана, уже подписаны договоры с пятью петербургскими заводами, назвать которые он отказался. А гендиректор петербургского завода Electrolux Николас Дэвид сказал, что уже заключены контракты с поставщиками упаковки. Картонные коробки поставляет завод голландской Kappa во Всеволожске, а пенопласт для упаковки стиральных машин – петербургский завод немецкой Knauf, сообщил Дэвид. На предприятиях-поставщиках отказались от комментариев.

Electrolux, утверждает Дэвид, удалось локализовать и производство железных корпусов для стиральных машин – их будет делать петербургская компания “Интеркос-IV”.

“Интеркос-IV” стал одним из первых поставщиков российского автозавода Ford во Всеволожске. “Когда автопроизводители пришли в Россию, им тоже не из чего было выбирать. Но за последние 2–3 года тот же Ford смог создать себе базу местных поставщиков”, – говорит Тимур Шоштаев, гендиректор “Интеркоса-IV”.

Иностранцы могут локализовать в Петербурге все, кроме сложной электроники, на которую может приходиться до 50% себестоимости современной бытовой техники, считает руководитель управления промышленных инвестиций Комитета экономического развития петербургской администрации Алексей Сорокин. А основной проблемой российских производителей комплектующих Тимур Шоштаев из “Интеркоса-IV” называет отсутствие стабильного качества даже внутри одной партии изделий.