У ВТБ отнимают “дачу Брежнева”


Южный берег Крыма стал полигоном, на котором новые украинские власти обкатывают механизм национализации. Еще 14 мая секретарь Совета национальной безопасности Украины Петр Порошенко заявил, что государство уже вернуло себе с помощью судов 360 га земли в Ялте, Феодосии, Севастополе и Балаклаве и готовится к деприватизации десятка крымских санаториев.

А на выходных прокуратура Крыма замахнулась на российско-украинскую дружбу. Она подала иск в хозяйственный суд Киева с требованием вернуть в госсобственность бывшую дачу генсека ЦК КПСС Леонида Брежнева, пансионат “Глициния”. Прошлой осенью ее хозяином стал российский Внешторгбанк, купивший дачу у Международного детского центра “Артек”. Прокуратура оспаривает приказ Госуправделами президента Украины о передаче “Глицинии” “Артеку” и продажу ее россиянам.

“Глицинию” после приватизации планировалось использовать как базу отдыха для “российских членов правительства”, рассказывал в начале мая президент Украины Виктор Ющенко. Он пообещал отнестись к этому вопросу внимательно и предложить Москве “честную, публичную и законную альтернативу”.

Москва от обсуждения альтернатив пока воздерживается. Пресс-секретарь Управделами российского президента Виктор Хреков пояснил, что “среди активов ФГУП “Росзагрансобственность”, которое эксплуатирует всю загрансобственность России, резиденции “Глициния” нет”. Представители администрации президента и Внешторгбанка тоже отказались от комментариев.

По данным прокуратуры, которые приводит украинский сайт Korrespondent.Net, 21 октября 2004 г. Госуправделами разрешило “Артеку” “в порядке исключения без конкурса” провести отчуждение зданий и сооружений. После этого “Артек” подписал договор об их продаже с Внешторгбанком. Как выяснили крымские прокуроры, россиянам достался пансионат “Глициния”, расположенный на территории в 20,4 га. По данным Главного контрольно-ревизионного управления Украины, ВТБ должен был заплатить за дачу 77,9 млн гривен. Но к середине апреля, по данным “Интерфакса”, банк перечислил детскому лагерю 36,3 млн гривен. При этом прокуроры убеждены, что “при отчуждении не было учтено, что “Глициния” относится к объектам, приватизация которых запрещена”.

Новые власти считают, что их предшественники поставили незаконную приватизацию крымской недвижимости на поток. Прокурор Крыма Виктор Шемчук в майском интервью журналу “Итоги” описывал эту схему так. Сначала чиновники Управделами президента выбирали объекты недвижимости, “которые имели очень высокую рыночную стоимость”, и переводили их на баланс управления. Затем недвижимость присоединяли к МДЦ “Артек”, который и распродавал ее, по версии прокуроров, как свое имущество. В апреле Шемчук, по сообщению “Интерфакса”, заявлял, что Госуправделами с нарушениями заключило 31 договор о продаже крымских санаториев, нанеся таким образом государству ущерб в 85 млн гривен.

Суд может признать сделку по продаже “Глицинии” недействительной, если будет признано, что дача находится на заповедной территории и представляет культурную или историческую ценность, констатирует источник, близкий к комиссии Верховной рады по вопросам госсобственности.

Президент киевского Агентства корпоративной поддержки Виктор Небоженко считает, что новая власть предъявляет претензии “выборочно”. “Претензии касаются в основном тех, кто был лоялен к предыдущей власти, – рассуждает он. – Но в России много предпринимателей, которые готовы перекупить крымскую недвижимость, как только она попадет на тендеры”. “Раньше Генпрокуратура сначала смотрела, чьи интересы могут пострадать. Теперь же власти хотят показать, что закон работает в отношении всех”, – возражает Дмитрий Выдрин из Европейского института интеграции и развития в Киеве.

А российский владелец крымской недвижимости депутат Госдумы Александр Лебедев напоминает, что неделю назад прокурор Украины объявил “слишком дешевой” и покупку Национального резервного банка – пансионат “Море”, в который банк, по его подсчетам, уже вложил $65 млн. “Мне не жалко подарить украинскому народу, что я там купил, но обидно, что мы все построили, а теперь, глядя на построенное, прокурор жалуется, что продали задешево”, – шутит он.