ВЕКТОР


Государство всерьез взялось за демонополизацию рынка дальней связи. Это стало окончательно ясно вчера вечером, когда экспертный совет Россвязьнадзора выдал лицензии на оказание услуг междугородной и международной связи “Межрегиональному ТранзитТелекому” (МТТ) и одной из компаний холдинга Golden Telecom (GT) – “СЦС Совинтел”. Еще пару дней назад некоторые участники рынка опасались, что объявленная демонополизация окажется “бумажной”, а позиции монополиста “Ростелекома” – незыблемыми. Ведь первая лицензия, дающая право заниматься дальней связью, досталась малоизвестной компании “Центринфоком”, созданной в начале года на базе мелких подмосковных операторов. Более крупные участники рынка сомневались, что “Центринфоком” вообще сумеет выполнить лицензионные требования и успеет в отведенные сроки построить полноценную сеть дальней связи. Про GT, МТТ и “ТрансТелеКом” этого не скажешь: все три оператора хорошо известны и давно изъявляли желание работать на рынке дальней связи. Эксперты даже взялись гадать: а может, чиновники намеренно не спешат пускать на рынок серьезных игроков, желая сначала выяснить, кому достанется контроль над нынешним владельцем “Ростелекома” – холдингом “Связьинвест”? Но вчерашняя выдача лицензий должна развеять все сомнения. “Ростелеком” лишился статуса монополиста де-юре, а скоро потеряет его и де-факто – МТТ обещает составить ему конкуренцию уже в июле.

Перегруженность – давняя проблема “Шереметьево”. “Аэрофлот” – базовый перевозчик этого аэропорта – без создания новых пропускных мощностей не может расширять свой бизнес. В 2001 г. в “Шереметьево” с большой помпой был заложен первый камень в фундамент нового терминала, но строительство так и не началось. В прошлом году “Аэрофлот” сам взялся за решение проблемы. Для реализации проекта он учредил специальную компанию “Терминал”. Она смогла привлечь в западных банках кредит на $150 млн, а вот начать тратить их никак не может, так как до сих пор не понятно, кто станет соинвестором проекта, общая стоимость которого составляет $430 млн. “Аэрофлоту” удалось договориться об участии в проекте двух госбанков – ВТБ и Сбербанка. Казалось, проект вот-вот сдвинется с мертвой точки, но тут “Аэрофлот” столкнулся с неожиданной проблемой – банки захотели получить в “Терминале” по блокпакету. Финансовый директор авиакомпании Михаил Полубояринов заявил, что ВТБ и Сбербанк готовы финансировать проект, только если каждый из них получит более 25% акций “Терминала”. Окончательное решение о распределении долей “Терминала” в ближайшее время должен принять совет директоров “Аэрофлота”. Уже сейчас чиновники заявляют, что терминал должен достаться аэропорту. Но уступать контрольный пакет акций “Терминала” госбанкам “Аэрофлот” не хочет. Удастся ли “Аэрофлоту” выйти победителем в схватке с чиновниками – большой вопрос. ВТБ и Сбербанк свое мнение вряд ли изменят, ведь инвестируя в “Терминал”, они берут на себя такие же риски, как и “Аэрофлот”. У “Аэрофлота” остается один шанс сохранить вожделенный контроль над новым терминалом – найти инвесторов, которые станут финансировать проект, не претендуя на контрольный пакет. Но привлечь $250 млн без продажи акций “Терминала” “Аэрофлоту”, по всей видимости, будет сложно, раз авиакомпания до сих пор этого не сделала.

Демонополизация по-взрослому

“Терминала” не хватает на всех