Тайна Уотергейта раскрыта

Никсона сдал заместитель директора ФБР
Президент Ричард Никсон в августе 1974 года зачитывает заявление о своей отставке/ Кадр из видео

Во время предвыборной кампании 17 июня 1972 г. пять злоумышленников проникли в штаб-квартиру национального комитета демократической партии США, которая размещалась в вашингтонской гостинице Watergate. Полиция их арестовала и начала расследование. Но истинную цель неблаговидного поступка удалось выяснить не детективам, а двум журналистам газеты Washington Post Бобу Вудворту и Карлу Бернштейну. Неизвестный, но хорошо осведомленный источник рассказал репортерам, что взломщики проникли в офис демократов, чтобы установить там подслушивающую аппаратуру в интересах республиканской партии. Президентом США был тогда республиканец Ричард Никсон, который баллотировался на второй срок. В результате расследования стало известно, что добро на установку “жучков” дал сам Никсон, и в августе 1974 г. президент подал в отставку.

До сих пор источник, предоставивший репортерам бесценную информацию, был известен только как Глубокая Глотка. Политики и журналисты пытались вычислить информатора, но кандидатур было слишком много, а оба репортера свято хранили тайну. Правда, в 1993 г. они продали за $5 млн Университету штата Техас свой уотергейтский архив, в который вошли все их черновики и публикации на эту тему в Washington Post. Но имени источника так и не раскрыли.

Тайное стало явным во вторник, когда журнал Vanity Fair сделал сенсационное разоблачение. Глубокой Глоткой оказался бывший заместитель директора ФБР, 91-летний Марк Фелт. Как рассказал корреспонденту BBC лондонский редактор журнала Генри Портер, несколько лет назад к его предшественнику, Грейдону Картеру, обратился друг и адвокат семьи Фелт Джон О’Коннор. Адвокат заявил, что его клиент и есть Глубокая Глотка и что он хотел бы поведать об этом миру со страниц уважаемого издания.

Адвокат хотел, чтобы журнал заплатил и ему, и семье Фелта. Сначала Картер отказался, но потом передумал. На создание сенсационного материала было брошено 15 журналистов, которые работали вместе с О’Коннором в обстановке строжайшей секретности. Дошло до того, что о готовящейся публикации не знал даже Карл Бернштейн, который сейчас работает в Vanity Fair. И он, и другой творец уотергейтской сенсации – Вудворд узнали, что Фелт решил раскрыться, только во вторник утром. “Мы боялись, что если о публикации узнают Боб или Карл, то Washington Post нас опередит”, – признался в интервью корреспонденту этой газеты один из ведущих авторов материала Дэвид Френд.

Все эти годы Фелта мучила совесть, говорит его адвокат. “Марку было не по себе от мысли, что, работая в ФБР, он выдал секретную информацию, – рассказал журналистам О’Коннор. – Он повторял, что сотрудник ФБР не имеет на это права. Три года назад Фелт открыл свою тайну близким, и они-то убедили его, что он поступил правильно”.

“Отец никогда бы так не сделал, если бы не был уверен, что это единственный способ разоблачить коррупцию, в которой погряз Белый дом и Министерство юстиции”, – объясняет Марк Фелт-младший.

Теперь семья ветерана спецслужб хочет опубликовать книгу. Литературные агенты полагают, что только аванс за издание может превысить $1 млн. Правда, непонятно, кто станет ее писать. Дочь главного героя Джоан Фелт вместе с О’Коннором обратились с таким предложением к самому Бобу Вудворту, но журналист оставил его без ответа. Семейство Фелт, впрочем, от заманчивой идеи не отказывается. “Я сказал ему [Вудворту], что если это не сделает он, то мы это сделаем сами”, – говорит О’Коннор. (Использованы материалы WSJ.)