“Рынок испуган”


“Финансовые результаты “ВымпелКома” оказались лучше, чем у МТС, однако в части ARPU компании не удалось оправдать ожиданий”, – говорит аналитик “Атона” Елена Баженова. По ожиданиям рынка (средний прогноз аналитиков, рассчитанный Reuters), ARPU должен был составить $7,9, однако в действительности эта цифра оказалась на 8% меньше – $7,3. Таким образом, в I квартале среднемесячный счет одного абонента “ВымпелКома” и МТС снизился практически одинаково – на 19% и 20% соответственно.

В “ВымпелКоме” во всем винят сезонные факторы (длинные праздники, снижение доходов от роуминга), отсроченный эффект от декабрьской раздачи бонусных бесплатных минут и то, что в регионах, где сейчас идут основные подключения, абоненты менее доходны, чем в Москве. Сказалось на ARPU “ВымпелКома”, по словам исполнительного вице-президента “ВымпелКома” Николая Прянишникова, и то, что компания в I квартале проводила акции по предоставлению бесплатных минут абонентам, пополнявшим счет на определенную сумму. В результате если у МТС в I квартале средняя цена минуты снизилась на 3%, то у “ВымпелКома” – на 11%.

Еще недавно гендиректор “ВымпелКома” Александр Изосимов упрекал МТС в том, что в IV квартале компания выбрала путь снижения цен, подорвав прибыльность рынка. И действительно, в IV квартале средняя цена минуты у МТС снизилась на 18%. Однако желаемого эффекта эта стратегия не принесла – в I квартале, когда цена минуты снизилась незначительно, абоненты МТС резко снизили разговорную активность и стали говорить на 16% меньше, чем в IV квартале.

Аналитики считают, что стремительное снижение ARPU у МТС – это не временное явление, а еще один сигнал, свидетельствующий о скором замедлении роста на рынке сотовой связи. “Операторы уже собрали сливки, подключив всех активных абонентов, и теперь скребут по дну кастрюльки, собирая низкодоходных пользователей”, – замечает старший аналитик “УралСиба” Константин Чернышев. А старший аналитик Brunswick UBS Владимир Постоловский указывает, что на размывании ARPU сказывается и увеличение абонентов с двумя SIM-картами, которые генерируют меньше доходов, чем два абонента, имеющие по одной SIM-карте.

“Действительно, – соглашается Прянишников, – рост рынка в денежном выражении начинает замедляться, мы берем все более легких абонентов”. Прянишников считает, что у “ВымпелКома” в этой ситуации есть несколько способов роста выручки: увеличение доходности уже существующих абонентов с помощью маркетинговых инициатив и увеличение доли в бизнес-сегменте.

Нью-Йоркская фондовая биржа отреагировала на результаты “ВымпелКома” резким снижением котировок ADR на его акции – по данным на 20.50 МСК, курс этих бумаг снизился на 4,6% (позавчера после объявления результатов МТС они подешевели еще на 3,5%). ADR МТС вчера рухнули еще больше – на 5,5% (позавчера – на 5%). “Рынок испуган. Он внезапно осознал, что рост не может быть бесконечным и большое количество SIM-карт перестает транслироваться в рост доходов”, – говорит Чернышев из “УралСиба”.