Меньше, но больше


Ввести новый порядок выдачи госпремий было решено в прошлом году, после того как ни одно издание не отважилось перечислить всех лауреатов – их было 118 человек, каждый получил по 3000 МРОТ, т. е. около $10 000, а система их выдвижения была весьма хаотичной. Ныне кандидатов могут выдвигать только лауреаты госпремии прошлых лет, академики и народные артисты. Президентский Совет по культуре и искусству отправляет их на независимую экспертизу, а потом готовит решение, за которое формально отвечает президент. Новые госпремии дорогого стоят. Каждая – по 5 млн руб. И даются они всего троим – лучшим из лучших.

В нынешнем раскладе две реабилитированные премии присуждены по художественным соображениям, третья – по художественно-политическим.

Поэт Белла Ахмадулина награждена “за продолжение и развитие высоких традиций отечественной поэзии”. Это скорее жест почтения: поэтические заслуги Ахмадулиной не подлежат сомнению, но самая блестящая пора ее творчества пришлась на оттепельные 60-е годы. Советники президента наградили ее несмотря на то, что Ахмадулина уже лауреат Государственной премии СССР (1989), Президентской премии России (1998), не говоря уже о множестве литературных, в том числе международных, наград.

Молодая певица Анна Нетребко награждена “за талантливое воплощение на оперной сцене образов русской и мировой классики, прославляющей великие традиции отечественной вокальной школы”. Это действительно сегодняшняя гордость российского искусства – Анна нарасхват на лучших сценах мира, ее диски выпускает Deutsche Grammophon, и они обгоняют в чартах поп-исполнителей. Бывшая солистка Мариинского театра и гордость труппы Валерия Гергиева теперь чаще поет за рубежом. Однако не забывает и про отечество, чему свидетельство – недавний триумф певицы на Московском Пасхальном фестивале. Теперь Анна Нетребко вошла в когорту избранных музыкантов, чья мировая слава и официальное признание на родине сопутствуют друг другу.

Присуждение госпремии архитекторам-реставраторам Леониду Красноречьеву и Нинель Кузьминой за возрождение церкви Успения на Волотовом поле под Великим Новгородом – решение очень понятное. Этот памятник древнерусской архитектуры, построенный в 1352 г., отреставрированный перед войной и во время войны разрушенный немцами до фундамента, стал символом нового этапа российско-германского культурного сотрудничества. Концерн Wintershal AG выделил $1,52 млн на восстановление храма из руин, а в это время Россия вернула Германии хранившиеся в Эрмитаже “трофейные” витражи Мариенкирхен Франкфурта-на-Одере. В том, что именно церковь на Волотовом поле стала символом реституционной доброй воли, есть и заслуга авторов ее восстановления. Их проект был хорошо обоснован и научно проработан, поэтому немецкая сторона согласилась финансировать именно его и до конца следила и за ходом работ и расходом выделенных средств, так что получилось образцово-показательное восстановление.