РОССИЙСКИЕ БАНКИ: В ожидании капитала


В последние годы целенаправленной стратегией развития для многих банков стало наращивание операций с независимыми клиентами для повышения своей рыночной капитализации. Более того, эволюция банка от кэптивной структуры в рамках своей родной финансово-промышленной группы к рыночно-ориентированной модели нередко означает повышение вероятности получения финансовой поддержки от нынешнего собственника, заинтересованного в потенциальной реализации банка в будущем. Эта зависимость проявилась в период падения ликвидности российских банков летом 2004 г.

На сегодняшний день удельный вес банков с иностранным капиталом в российской банковской системе невелик, несмотря на то что в первой десятке банков уже находятся два с иностранным участием. Приход иностранных инвесторов закономерно начался с покупки и создания небольших банков, специализирующихся на конкретных продуктах (преимущественно розничных) для тестирования рынка и оценки его перспектив. Первый опыт, по-видимому, оказался удачным, о чем свидетельствует активное увеличение уставного капитала и стремительный рост активов многих иностранных игроков. Наступает время для принятия крупных инвестиционных решений.

Инвестиционная привлекательность российского банка во многом определяется его клиентской базой и сбытовой сетью. Ради приобретения клиентов как изначальной платформы для активного наращивания бизнеса профильные инвесторы из числа крупных зарубежных финансовых групп будут готовы к приобретению крупных российских банков со всеми их “скелетами в шкафу”. Весь вопрос в оценке общих рисков ведения бизнеса в России по сравнению с ожидаемой доходностью. Сохранение относительно высоких темпов роста экономики и душевого дохода в России сравнительно с восточноевропейскими соседями создает благоприятную почву для прихода в банковскую отрасль крупных иностранных инвестиций. Поскольку размер банковской системы в России относительно возможностей зарубежных финансовых групп невелик, то их приход лишь вопрос оценки перспективности вложений. Для завоевания более-менее крупной доли рынка им потребуется незначительный по западным меркам объем средств. К примеру, активы итальянской финансовой группы UniCredito Italiano SpA, которой принадлежат крупные банки в Болгарии, Польше, Хорватии, Словакии, Чешской Республике, вдвое превышают совокупные активы банковской системы России, а капитал группы лишь вдвое меньше совокупного капитала всех российских банков.

Тем временем многие российские собственники спешат с предпродажной подготовкой своих банков. Их активность в этом направлении зависит прежде всего от ресурсных возможностей. С восстановлением финансовой отрасли после кризиса 1998 г. многие банки взяли курс на то, чтобы стать универсальными игроками. Падение доходности корпоративного бизнеса под влиянием конкуренции с государственными и иностранными банками, а также на фоне падающих процентных ставок заставило эти банки обратить внимание на розничных заемщиков. Однако первый опыт крупных банков показал, что работа с “уличными” частными клиентами требует гораздо больше вложений в инфраструктуру и резервов под возможные потери по ссудам, чем предполагалось изначально. Иными словами, для частных банков эффект масштаба оказался труднодостижимым. Более успешными в этом сегменте проявили себя узкоспециализированные банки – благодаря своей целевой направленности, а также государственные банки – в силу привлекательности процентных ставок из-за более дешевых ресурсов. В результате активное наполнение кредитных портфелей целым ассортиментом розничных продуктов у крупных банков постепенно сменится более четким позиционированием на рынке и подчас свертыванием изначальных программ. Тем не менее розница по-прежнему остается важным ресурсным источником для частных банков: здесь они успешно выдерживают конкуренцию как со Сбербанком, так и с зарубежными банками. Внедрение системы страхования вкладов позволит им еще более укрепить свои позиции.

Переход к стратегии независимого развития по сравнению с кэптивной моделью сопряжен с повышенными рисками. Приход несвязанных клиентов, как правило, сопровождается повышением волатильности ресурсной базы, то есть ее чувствительности к ситуации на рынке в целом или в конкретном банке. Кредитование независимых заемщиков, как правило, приводит к росту неработающих ссуд и необходимости существенного совершенствования процедур защиты собственных интересов в проблемных ситуациях. Низкий уровень развития судебной и исполнительной систем по сравнению с реальными потребностями бизнеса служит важным ограничительным фактором роста банковского кредитования. Позитивные же стороны рыночно-ориентированной модели – снижение кредитных рисков и рисков ликвидности благодаря эффекту диверсификации – дают банку явные преимущества лишь с течением времени и при достаточно высокой степени диверсификации клиентской базы. Переход к новой стратегической модели является серьезным испытанием для менеджмента. Как правило, руководство банков вынуждено действовать в условиях жестких временных и ресурсных ограничений. Вероятность ошибки достаточно велика в силу отсутствия необходимого опыта и низкого качества системы управления рисками по сравнению с растущими потребностями бизнеса.

Появление на российском рынке хотя бы одного крупного иностранного игрока с рыночной долей свыше 10% – вследствие органического роста и/или приобретений – очевидно, приведет к заметному изменению конкурентной ситуации. С одной стороны, это резко усилит давление на государственные банки. С другой стороны, это приведет к усилению консолидации российских банков и те из них, кто останется за бортом, будут вынуждены либо смириться с ролью “нишевых” игроков, либо уйти с рынка. Разрыв между ведущими многофункциональными банками и мелкими игроками с течением времени будет все увеличиваться. Поэтому амбициозные частные банки сейчас так спешат повысить свою инвестиционную привлекательность в глазах иностранных инвесторов путем четкого позиционирования на тех сегментах и группах клиентов, которые представляют хорошую основу для роста бизнеса в долгосрочной перспективе. Реалистичность оценки своих возможностей и скорость и качество преобразований – ключевые факторы успеха в погоне за новыми инвесторами. Время продвижения вперед методом проб и ошибок уходит в прошлое.