Талант приходит с возрастом


Еще 11 лет назад Шари Редстоун даже не думала о том, что когда-нибудь будет управлять крупной международной медийной компанией. “Когда-то я хотела быть хорошей матерью и домохозяйкой”, – сказала она. Но ее судьба сложилась иначе. Ее назначили заместителем председателя совета директоров медийного конгломерата Viacom, который контролирует ее 82-летний отец Самнер Редстоун. Она также входит в совет директоров Viacom.

Однако до 40 лет Редстоун и не подозревала о своих управленческих способностях и деловой хватке. Когда ей было чуть за 20, она какое-то время работала юристом. Но работа показалась ей скучной, и она ушла с нее, едва вышла замуж и родила детей. Только после развода отец убедил ее устроиться в семейную сеть кинотеатров National Amusements.

Конечно, далеко не у каждой женщины есть могущественный отец. Но, подобно Шари Редстоун, многие женщины не задумываются о своих амбициях и талантах, пока не достигнут среднего возраста.

“Настоящий лидер должен полностью посвящать себя работе. Женщинам, не достигшим среднего возраста, редко удается сосредоточиться, – объясняет Лора Лисвуд, старший советник Goldman Sachs и генеральный секретарь совета женщин – глав государств Гарвардского университета. – Ведь им приходится совмещать работу с домашними хлопотами и воспитанием детей”.

К тому же женщинам обычно требуется значительно больше времени, чтобы поверить в свои силы и начать стремиться к руководящим постам. “Женщины долго наблюдают за руководителями и к 40 или 50 годам приходят к выводу, что мужчины ничуть не способнее”, – говорит Лисвуд. Однако далеко не все работодатели готовы учитывать особенности карьерного роста представительниц слабого пола. В большинстве случаев компании не предоставляют гибкого графика и возможностей карьерного роста женщинам среднего возраста.

В результате многие пробуют свои силы в предпринимательстве. На сегодняшний день женщины владеют 10, 6 млн малых предприятий в США, где работают 19,1 млн человек. Кроме того, два из каждых трех новых открывающихся предприятий принадлежат представительницам прекрасного пола. Многие из них работали в крупных компаниях, но к 40 годам обнаружили, что застряли на средних позициях и у них нет возможности дальнейшего роста, считает Марша Файрстоун, основатель организации женщин – президентов компаний. Средний возраст ее членов – 49 лет.

К примеру, Бони Лоннсберри, 47-летняя основательница маркетинговой фирмы In Touch Today в Денвере, в 20–30 лет занималась воспитанием двух сыновей. Временами она пыталась подрабатывать, но работа ее мужа, менеджера по продажам, предполагала переезды с места на место. За 14 лет семья переезжала пять раз. Позже она решила поступить в бизнес-школу на программу, дающую одновременно юридическое и бизнес-образование. Подавая документы, Лоннсберри сильно переживала, что “у нее не хватит знаний для того, чтобы пройти по конкурсу”. Но она поступила, стала одной из лучших студенток курса и благодаря этому быстро получила потом работу. Однако Лоннсберри не хотела быть юристом. “Я получила юридическое образование, чтобы мне было о чем поговорить на вечеринках и коктейлях”, – рассказывает она.

Спустя несколько лет, когда ей было под 40, на нее неожиданно обрушились многочисленные несчастья. Ее родители умерли, брак развалился, а сыновья временно переехали к отцу. “У меня не было ни денег, ни работы, ни семьи, – вспоминает Лоннсберри. – Я задумалась о своей судьбе и поняла, что не хочу больше ничего бояться. Я хочу быть счастливой, обеспеченной и не собираюсь терять больше ни минуты”.

Лоннсберри устроилась на внештатную работу, а потом – в отдел маркетинга денверской компании на полный рабочий день. Через полтора года она покинула компанию и вместе со своим непосредственным руководителем открыла небольшую маркетинговую фирму. Через полгода фирма разорилась. Но Лоннсберри поняла: она достаточно разбирается в маркетинге, чтобы открыть собственную компанию.

Сейчас In Touch Today помогает риэлторским, ипотечным и другим фирмам получать повторные заказы у своих клиентов. Лоннсберри и ее партнер начали бизнес с того, что внесли каждый по $50. Полгода женщина вела бизнес прямо из собственной кухни. Потом она выкупила долю партнера и наняла первого работника. Сейчас в компании работают 38 человек, а оборот In Touch Today в этом году превысит $4 млн. Лоннсберри гордится своими достижениями. Она говорит: “Я не ставлю себе слишком высоких целей, потому что не хочу сосредоточиваться только на планировании и успехах. Так я забуду об удовольствии, которое приносит мне работа”. Больше всего ей нравится создавать для клиентов полезные продукты. “В молодости я считала, что должна выглядеть как настоящее совершенство, – рассказывает она. – Но меня больше не волнует, что другие думают обо мне. Я преследую собственные цели”. (WSJ, 14.06.2005, Мария Подцероб)