Новая угроза автопрому


Пока российские чиновники тщетно пытаются заманить в Россию таких автогигантов, как Volkswagen, DaimlerChrysler и Nissan, на наш рынок приходят те, кого никто и не ждал, – китайские автомобильные корпорации. Как рассказал “Ведомостям” гендиректор челябинского ООО “Уралюжмаш” Валентин Вертипрахов, его компания вместе с партнерами – екатеринбургским дилером “Компанией ДДТ” и Бийским котельным заводом (БиКЗ) – по лицензии китайской FAW уже приступила к сборке в Алтайском крае внедорожников и пикапов Tianye Admiral. Партнеры вложили в проект более $10 млн и в июле рассчитывают продать первые 50 автомобилей.

В Алтайском крае будут собираться две модели FAW – внедорожник СА 6472 и пикап СА 2020. Оба они укомплектованы двигателями объемом 2,3 л и мощностью 140 л. с. По словам гендиректора БиКЗ Дмитрия Фомченкова, до конца года будет собрано 800–1000 Admiral, а в 2006 г. – уже 3000 шт. Тогда же начнется и конвейерная сборка машин, а на ее организацию будет потрачено не менее $80 млн. В течение трех лет партнеры планируют увеличить производственные мощности до 20 000 машин. Admiral будет стоить $15 000–22 000.

Схожий с алтайским проект стартует и в Новосибирске. По словам президента корпорации “Трансервис” Александра Бойко, в организацию отверточной сборки в России китайских легковых автомобилей Cherry его компания уже инвестировала $5 млн. “Первый автомобиль местной сборки мы планируем представить в августе этого года”, – заявил он “Интерфаксу”. До конца года компания планирует собрать около 200 машин, а в 2007 г. – 25 000. “Трансервис” будет собирать две модели Cherry с объемом двигателя 1,6 и 2,4 л. Их цена может составить $8000–12 000.

Аналитик ОФГ Елена Сахнова считает, что китайские автопроизводители станут глобальной угрозой для других автоконцернов в России уже через 5–7 лет. “Пока это невозможно из-за неизвестности брэндов и плохого качества машин”, – говорит она. “Но когда-то и корейские автоконцерны не могли похвастать качеством, а теперь наступают на пятки японцам”, – напоминает независимый эксперт автомобильного рынка Сергей Алексейчук. Эксперты считают, что помочь китайцам в завоевании России может и принятое в апреле постановление правительства о снижении пошлин на импортные комплектующие для промышленной сборки автомобилей. Эти опасения не напрасны: Фомченков из БиКЗ рассказал “Ведомостям”, что уже в следующем году они намерены обратиться за льготами в правительство.

То, что угроза китайского завоевания существует, признают на “АвтоВАЗе”. “Если они начнут масштабный экспорт, это крайне негативно отразится на автопроме в России, – считает представитель “АвтоВАЗа”. – Их машины попадут в сегмент массового спроса – $6000–8000 – и начнут отвоевывать рынок”. “Если они будут наводнять рынок моделями, сошедшими с конвейера 10–15 лет назад, то шансов у них не так много – потребитель стал более требователен”, – возражает представитель “Северcталь-Авто”. Не боятся конкуренции и крупные зарубежные концерны. “Китайцам не по силам пошатнуть стабильные позиции Renault или других европейских автоконцернов на рынке”, – уверен представитель Renault.