“Шереметьево-3” досталось туркам


О строительстве нового терминал в “Шереметьево-3” чиновники и топ-менеджеры “Аэрофлота” не могли договориться несколько лет. В 2001 и 2002 гг. так и не был проведен тендер на строительство “Шереметьево-3”, заявки на который подавали французская Aeroports de Paris, турецкий консорциум компаний Тере, Summa и Akfen, немецкая Hochtief, шведская Skanska. В 2003 г. проект “Шереметьево-3” подвис, из-за того что чиновники не смогли договориться о статусе второго участника проекта – самого аэропорта “Шереметьево”. Определенность в проекте появилась только к середине 2004 г. Осенью “Аэрофлот” привлек первый и пока единственный кредит для строительства – на $150 млн. А в начале этого года он договорился продать 60% “Терминала” (компании – оператора строительства) трем будущим соинвесторам: 25% акций – аэропорту “Шереметьево” и 45% – Внешторгбанку и Сбербанку. Теперь все участники должны добавить свои деньги пропорционально их долям. По оценкам экспертов, “Аэрофлот” уже потратил не менее $30 млн на подготовку к тендеру и оформление земельного участка.

Тендер провела английская компания Bovis Lendlease, с которой “Аэрофлот” заключил договор на управление проектом. В минувшую субботу стал известен победитель тендера – турецкая компания Enka. Гендиректор “Аэрофлота” Валерий Окулов на церемонии подписания контракта сообщил, что строительство “Шереметьево-3” планируется завершить в течение 26 месяцев и ввести терминал в эксплуатацию уже в октябре 2007 г. В “Аэрофлоте” сообщили, что победитель должен будет возвести 195 000 кв. м терминала, построить сложную систему автомобильных развязок, эстакад, парковок, наружных сетей. Связаться вчера с представителями компании Enka не удалось.

Ранее источник в Bovis сообщал “Ведомостям”, что предварительно будет отобрано 5–6 международных строительных компаний, среди которых определят лучшую. Как удалось выяснить “Ведомостям”, помимо Enka в тендере участвовали немецкая Hochtief, разрабатывавшая проект реконструкции “Шереметьево-2”, и французская Vinci, имеющие большой опыт строительства аэропортов в Европе. А австрийская компания Strabag отказалась от участия в тендере. “Мы посчитали, что предложенные условия не очень интересны: поставленные сроки нереальны. Еще одно условие – то, что при прочих равных условиях предпочтение будет отдано тому, кто сможет частично финансировать строительство”, – сообщил технический директор компании Strabag Александр Ортенберг. По его оценке, стоимость строительства составит не менее $300 млн, а прибыль подрядчика составит 5–7% от этой суммы. Директор отдела консалтинга Knight Frank Константин Романов оценивает гонорар Enka за выполнение генподряда в 10–15% стоимости проекта.

Гендиректор “Терминала” Кирилл Будаев признает, что контракт с подрядчиком жесткий по срокам. “Финансировать будем поэтапно за счет средств акционеров “Терминала” и привлекаемых кредитов”, – говорит он. Акционеры “Аэрофлота” довольны его выбором. Enka – крупная, известная на рынке компания, говорит вице-президент Национальной резервной корпорации Леонид Душатин. “Процесс наконец прошел точку невозврата, и мы можем начать строительство”, – радуется Душатин.

“Enka уже заработала хорошую репутацию в России, поэтому “Аэрофлот” может не сомневаться в результате”, – считает начальник аналитического отдела ИК “Проспект” Наталья Одинцова. Но сроки слишком жесткие и вряд ли выполнимы: даже гостиничные комплексы – а это менее сложные системы – и те строятся за больший срок, заключает она.