Эстонию одернули


Договоры о сухопутной и морской границе с Россией эстонский парламент ратифицировал со второй попытки в понедельник. За проголосовали 78 из 101 депутата. За несколько дней до этого утверждение документов заблокировали фракции оппозиционных партий “Союз Отечества” и “Республика”. Для утверждения договоров нужно было одобрение двух третей депутатов, а эти фракции в совокупности занимают в парламенте 34 места. Оппозиция требовала, чтобы в преамбуле законопроекта была упомянута советская “оккупация” Эстонии в 1940–1991 гг. Правящая коалиция пошла с “Республикой” (27 мандатов) на компромисс: в одобренной редакции преамбулы об оккупации напрямую не говорится, но упомянута декларация парламента от 1992 г., в которой вхождение Эстонии в состав СССР названо “незаконным инкорпорированием” и “агрессией”. Кроме того, Эстония по документу является правопреемницей существовавшей с 1918 г. до вхождения в СССР Эстонии, а двусторонний Тартуский договор 1920 г. считается сохраняющим силу.

В российском парламенте такие договоры могут не пройти. Во вчерашнем заявлении представитель МИДа Александр Яковенко напоминает, что Россия “предупреждала эстонских партнеров, что попытки привнести в ткань современных двусторонних отношений конъюнктурные оценки событий, происходивших в Прибалтике в 1930–1940-е гг., чреваты осложнением” с ратификацией в Госдуме и Совете Федерации. Россияне боятся, что финальная формулировка преамбулы позволит эстонцам предъявить “территориальные и иные претензии”, объяснил журналистам спикер Совета Федерации Сергей Миронов. Ратификация будет “бессмысленной”, ведь “граница де-факто существует и так”, а юридический вопрос такие договоры не решат, сказал “Интерфаксу” председатель международного комитета Думы Константин Косачев. Его коллега из Совета Федерации Михаил Маргелов “сомневается”, что в нынешнем виде соглашения устроят парламент.

Эстонцы утверждают, что никаких дополнительных требований к России выдвигать не собираются. К тому же сам текст договоров был ратифицирован “в том виде, в каком они подписаны”, заметил после голосования в эстонском парламенте министр иностранных дел страны Урмас Паэт. Сам он, впрочем, убеждал депутатов не нагружать закон “положениями, не относящимися к договорам”.

“Любые упоминания об оккупации Эстонии для России неприемлемы, а потому в договор ратифицирован, скорее всего, не будет”, - полагает Борис Шемелев из ИМЭПИ РАН. Однако в тексте нет “никаких неприемлемых для России заявлений”, а изменения в преамбуле продиктованы внутриполитическими разногласиями в самой Эстонии, возражает Андрей Рябов из Московского центра Карнеги. По его мнению, Дума в итоге одобрит соглашения.