“Альфа” не поскупилась

П. Злобин

Но даже покупка 13% за $1,6 млрд станет крупнейшей инвестицией россиян за рубеж. Сделок сопоставимого масштаба до сих пор единицы – например, год назад “Норникель” купил 20% Gold Fields за $1,2 млрд, а “Северсталь” покупает 60% итальянской Lucchini за $500 млн. Впрочем, источник, близкий к переговорам “Альфы” с Cukurova, говорит, что речь идет в первую очередь о финансировании Cukurova, которое поможет ей выплатить долг государству в $1,7 млрд.

Аналитик ИК “Проспект” Ирина Ложкина считает $1,6 млрд слишком высокой ценой за 13% Turkcell – разве что “Альфа” договорилась о покупке дополнительных акций. Специалист Росбанка Ян Яновский также считает странным решение “Альфы” потратить $1,6 млрд на покупку пакета акций даже меньшего, чем блокирующий. Источник, знакомый с переговорами “Альфы” и Cukurova, не исключает, что позже “Альфа” сможет еще увеличить пакет в Turkcell – например, турецкая группа может погасить предоставленный заем акциями Turkcell.

Как объявила вчера “Альфа Телеком”, она может стать владельцем 13,22% акций Turkcell. Для этого компания предоставляет шестилетний заем в $1,707 млрд турецкой Cukurova Group, а также выкупит у нее облигации на $1,593 млрд со сроком погашения в 2011 г. Спустя 18 месяцев эти облигации могут быть конвертированы в 13,22% акций Turkcell. Завершить эту сделку “Альфа” рассчитывает в III квартале, хотя указывает, что для этого необходимо соблюсти “ряд внешних условий”, в том числе получить разрешения регуляторов.

Вице-президент по внешним связям “Альфа Телеком” Кирилл Бабаев не пояснил, почему компания удовлетворилась 13% акций Turkcell вместо 27%, на которые претендовала прежде.

Reuters процитировало вчера заявление Cukurova, подтверждающее, что “Альфа” готова предоставить группе заем и выкупить ее облигации. Источник, близкий к Turkcell, уточнил, что облигации выпустит Cukurova Telecom, а конвертированы они будут в акции Turkcell, принадлежащие подконтрольному Cukurova турецкому Yapi Kredi Bank (сейчас ими управляет турецкий Фонд страховых сбережений). “Возможно, таким образом Cukurova хочет обезопаситься от судебных исков, поданных TeliaSonera в суды Женевы”, – предполагает источник. Эту точку зрения разделяет старший юрист турецкого офиса Gide Loyrette Nouel Ашик Озгюр.

TeliaSonera сейчас пытается через суд принудить Cukurova выполнить соглашение о продаже ей 27% акций Turkcell, а до тех пор запретить турецкой группе продавать или закладывать акции оператора.

Вице-президент TeliaSonera Майкл Конгстад не стал комментировать ситуацию – по его словам, нужно еще проверить, о чем на самом деле договорились “Альфа” и Cukurova. Но накануне в интервью Reuters шведский министр промышленности Томас Острос назвал исполнение соглашения между TeliaSonera и Cukurova тестом на состоятельность экономической и законодательной системы Турции. “Сделка [по покупке шведско-финской компанией 27% акций Turkcell] стала бы крупнейшей иностранной инвестицией в Турции, и за ней следят многие европейские участники рынка”, – отметил он. В Turkcell от комментариев отказались.

А старший аналитик “УралСиба” Константин Чернышев считает, что для “Альфы” не столь важен размер пакета. По его мнению, консорциум не стремится стать стратегическим инвестором Turkcell, а ищет лишь возможности надавить на TeliaSonera в их другом совместном проекте – сотовом операторе “МегаФон”. В начале года TeliaSonera присоединилась к совладельцам “МегаФона”, настроенным против “Альфы”. “Альфа” может быть заинтересована в выкупе доли скандинавов или в продаже им собственной доли, добавляет аналитик “Атона” Елена Баженова.