“МегаФон” вышел на рынок 3G


“ТТ-Мобайл” стал первым сотовым оператором в СНГ, запустившим сотовую сеть связи третьего поколения, построенную на базе стандарта UMTS. Как рассказал “Ведомостям” первый заместитель гендиректора “МегаФона” Алексей Ничипоренко, компания была выбрана правительством Таджикистана, которое приняло решение развивать в стране сети 3G.

Теперь, рассказал “Ведомостям” гендиректор “ТТ-Мобайл” Саид Шукуров, абоненты смогут пользоваться не только привычными GSM-услугами, но и дополнительными сервисами, такими как видеозвонок и конференцвидеосвязь. В конце июня к этому добавятся WAP-услуги и игры. Все эти сервисы абоненты смогут получать, подписавшись на безлимитный тарифный план – $84 в месяц. По мнению Шукурова, 3G даст “ТТ-Мобайл” преимущества перед другими операторами в стране. Он полагает, что первыми пользователями станут корпоративные клиенты и бизнесмены, которым необходима высокоскоростная передача данных.

На первом этапе таджикская 3G-сеть “МегаФона” состоит всего из четырех базовых станций производства китайской Huawei Teсhnologies. До конца июня их станет десять, а в июле “ТТ-Мобайл” собирается установить еще две станции немецкой Siemens. Строительство первого фрагмента сети обошлось “ТТ-Мобайл” в $1,6 млн.

Запуск 3G-сети “ТТ-Мобайл” стал уже вторым в Таджикистане проектом, связанным с третьим поколением. Первый запустила в прошлом году компания TK Mobile – “дочка” китайского производителя оборудования ZTE, которая предоставляет услуги в стандарте CDMA-450. Тем не менее российские конкуренты “МегаФона” считают его ход экстравагантным – по их мнению, в Таджикистане еще долго не будет спроса на услуги 3G. “У нас и к MMS [передаче мультимедийных сообщений] еще не все привыкли”, – говорит директор по связям с общественностью “ВымпелКома” Михаил Умаров. По его мнению, рынок надо приучать использовать возможности существующих сетей, особенно в СНГ, где он менее развит. Видимо, “МегаФон” объявил о запуске таджикского 3G “ради имиджевого эффекта”, заключает Умаров. Внедрять 3G имеет смысл только там, где на него может быть спрос, например в Москве, Петербурге и некоторых других крупных городах, согласен директор по связям с общественностью МТС Павел Нефедов. Сама МТС завершила испытания 3G в опытных зонах и ждет выдачи соответствующих лицензий в России. А опытная зона “ВымпелКома” по-прежнему действует.

Директор по развитию “Коминфо Консалтинг” Евгений Соломатин называет коммерческие перспективы таджикского 3G-проекта “МегаФона” сомнительными, зато, по его словам, для компании “это прорыв с точки зрения развития ее брэнда и репутации”. Запуск 3G-сети “лишний раз продемонстрирует инвесторам технологическую продвинутость “МегаФона”, а заодно даст компании опыт внедрения 3G-услуг, который пригодится ей “на большой земле – в России”, уверен он.

Исполнительный директор российской Ассоциации 3G Андрей Скородумов считает логичным, что сети, которые приходится развивать практически с нуля, изначально строятся с прицелом на будущее. А аналитик ACM-Consulting Антон Погребинский обращает внимание, что даже обычная сотовая связь в Таджикистане пока не массовая услуга. Ею пользуются только очень богатые люди, которым все равно, какую сеть выбрать. На таких рынках не имеет смысла строить сети GSM, чтобы потом модернизировать их до уровня 3G, считает он.