ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ
“Газпром” переплатил налоги
На статью “Газпром” займет $3 млрд” (№ 112 от 22.06.2005, стр. Б3)
Анализ финансовой отчетности ОАО “Газпром” показывает, что начиная с января 2004 г. ОАО существенно переплачивает таможенные пошлины. По нашей оценке, за период с января 2004 по май 2005 г. переплата составила $1,3 млрд. В настоящее время переплата составляет около $3 млн в день.
Переплата вызвана бездействием руководства “Газпрома” после изменения налогового законодательства, в результате которого ОАО стало платить таможенные пошлины не только на доходы от экспорта, но и на затраты на транспортировку газа за пределами территории РФ.
К примеру, до января 2004 г. “Газпром” продавал газ на границе Германии по цене $150 за 1000 куб. м и платил $30 за транзит газа от границы России до границы Германии, которые вычитались из налоговой базы 30%-ного акциза. После января 2004 г. “Газпром” стал платить таможенную пошлину в размере 30% от цены в $150, продолжая при этом нести затраты на транзит в размере $30.
Налог на затраты исчезает при простом переносе пункта продажи газа каждого контракта на российскую границу, что не было сделано руководством “Газпрома”.
Переплата таможенных платежей и уменьшение потока наличности ОАО “Газпром” на $1,3 млрд имеет ряд негативных последствий:
ОАО “Газпром” было вынуждено взять дополнительные займы, что привело к дополнительным затратам на обслуживание кредитов;
уменьшилась капитализация компании, и акционеры, продавшие акции ОАО в период после 1.01.2004, не получили настоящую цену;
уменьшилась прибыль, и акционеры недополучили дивиденды.
Вместо сокращения расходов даже в части очевидных налоговых переплат “Газпром” успешно лоббирует повышение внутрироссийских цен на газ и тарифов на транспортировку газа. Это ведет к росту инфляции в стране и уменьшению конкурентоспособности всех российских предприятий, включая и само ОАО “Газпром”.
У проблемы переплаты налогов есть и положительная сторона. Она показывает возможности резкого и существенного роста прибыли ОАО “Газпром”.
Михаил Корчемкин, управляющий директор East European Gas Analysis, США
Интерпретация “Хлеба Алтая”
На статью “Хлебные облигации” (№ 111 от 21.06.2005, стр. Б6)
Считаем, что в статье были неверно интерпретированы итоги размещения облигаций ОАО “Агропромышленная компания “Хлеб Алтая”, что может отрицательно сказаться на восприятии компании инвесторами.
В ходе аукциона на ММВБ 16 июня компания “Хлеб Алтая” разместила весь выпуск облигаций на 350 млн руб. При этом объем поданных заявок составил 560 млн руб., т. е. переподписка составила 1,6 раза. Диапазон ставок купона по результатам аукциона составил от 10% до 13% годовых. Ставка отсечения была определена в 12,9% годовых, по которой было удовлетворено 28 из 34 поданных в ходе аукциона заявок.
Компания-эмитент рассматривает итоги размещения как успешные. Одним из главных факторов этого стало интенсивное road show, проводимое в течение двух месяцев в ходе подготовки к размещению в различных регионах России. Также были проведены презентации в г. Новосибирске (для инвесторов Сибирского региона) и в г. Москве. Сформирован синдикат андеррайтеров. Организатор – Банк Москвы, соорганизаторы – ФК “Алсиб” и ИФК “Алемар”, соандеррайтеры – Сургутнефтегазбанк, банк “Акцепт” и Липецккомбанк.
Компания-эмитент планирует способствовать ликвидности вторичного рынка, так как рассматривает облигационный заем как перспективный источник заимствования. В свою очередь, организатором займа предусмотрены сделки репо на весь объем выпуска.
Сергей Столбов, гендиректор ОАО “Агропромышленная компания “Хлеб Алтая”
Газ вместо бензина
На статью “В ожидании бури” (№ 110 от 20.06.2005, стр. А1)
Рост цен на бензин стимулирует поиски альтернативного топлива. Пока американские исследователи активно осваивают миллиарды, выделенные правительством США на разработку водородного двигателя, остальной мир экономит, используя то, что под рукой, прежде всего метан. Цена автомобильного топлива из природного газа (метана) значительно ниже по сравнению с ценой пропан-бутана, бензина и дизтоплива.
Первое место в мире по количеству автомобилей, использующих в качестве топлива сжатый природный газ, занимает Аргентина – более 1,4 млн. В стране построено 1300 газозаправочных станций. Еще около 1 млн автомашин, переоборудованных под этот вид горючего, насчитывает Бразилия.
Мощным “стимулом” к массовому использованию самого распространенного и дешевого топлива на планете вместо традиционных видов стал экономический кризис. А как известно, голь на выдумки хитра – в ответ появились установки, приспособленные для перевода на метан бензиновых и дизельных двигателей.
На бензоколонках Латинской Америки вам предложат любое горючее по желанию, в том числе самое дешевое – природный газ, а также пропан-бутан, а в Бразилии еще и спирт. Выбор топлива рассчитан на любой кошелек. Так выглядит в Латинской Америке современная АЗС. Перспективным считается использование в будущем сжатого метана, ведь в этом случае в автомобильный бак вместится в 600 раз больший объем горючего. Сдерживает высокая цена емкостей для метана, производство которых, кстати, давно успешно налажено и в России. Но тех, кто побогаче, это не останавливает: в США уже бегают автобусы на метане, так как предприимчивые американцы быстро прикинули срок окупаемости оборудования.
Латиноамериканцы давно разработали стройную систему законодательства, регламентирующую использование метана на транспорте. Статистикой не отмечено серьезных аварий или происшествий с переоборудованными под метан автомобилями. Опыт Латинской Америки свидетельствует, что будущее – за сжиженным природным газом. Представьте только такую возможность – пару месяцев ездить на одной заправке.
Вячеслав Уласик, советник национального комитета содействия экономическому сотрудничеству со странами Латинской Америки
Очки запотели
На статью “Геолог против Путина” (№ 108 от 16.06.2005, стр. А1)
Даже очки от удовольствия запотели. Наконец-то! Обычный житель России осмелился подать жалобу в Конституционный суд на решение президента. Геолог считает, что у него отняли право избираться и быть избранным губернатором.
Будем честными. У геолога из Тюмени и в случае прямых выборов шансы стать губернатором стремятся к нулю. Административный ресурс давно стал обязательным компонентом формулы прихода к власти. Но у геолога, у меня, у вас было хотя бы гипотетическое право быть избранным. Было, наконец, право проголосовать за того, кто кажется наименее плохим кандидатом.
Теперь же ненавистная всем простым людям цепочка связей, блата становится цементирующим фактором “единства и силы” России. Доступ в правящую элиту наглухо закрыт. Безвозвратно канули в Лету революционные 90-е, когда на волне общественной поддержки простой электрик мог взять старт в большой политике. Диктатура, с последствиями которой вроде бы боролась сегодняшняя верхушка, вновь поселилась в Кремле. Население России отстраняют от участия в управлении государством, как отстраняют ребенка от взрослого дела: “Ты, малыш, пока не суйся. Дяди сами все сделают. Вот подрастешь, тогда тоже научишься”.
А тем временем у ребенка в отсутствие политической социализации развивается политический аутизм. Большинство жителей нашей страны давно не верят в то, что от их голоса что-то зависит. А с отменой губернаторских выборов и введением партсписков для выборов в Думу вся Россия превратится в равнодушную массу абсентистов. Конечно, можно повесить над этой массой табличку “Гражданское общество”. Но все, у кого есть глаза, поймут, что это совсем другая субстанция.
Антон Губницын, социолог, Санкт-Петербург
“Адамант” и “Пятерочка”
На статью “Кто хозяин “Пятерочки” (№ 105 от 10.06.2005, стр. Б1)
Группа компаний “Адамант” заявляет, что включение в проспект эмиссии облигаций “Адамант-Финанс” непроверенной информации о компании “Пятерочка” было ошибочным.
Группа компаний “Адамант” и компания “Пятерочка” уверены, что госпожа Яковлева И. И. никогда не была акционером либо лицом, контролирующим компанию “Пятерочка”, и публикация в проспекте эмиссии “Адамант-Финанс” является досадным инцидентом.
Юрий Гребцов, финансовый директор группы компаний “Адамант”;
Олег Высоцкий, исполнительный управляющий компании “Пятерочка”
Кластеризация всей страны
На статью “Кластер – будущее России” (№ 90 от 20.05.2005, стр. А4)
Трудно не согласиться с Владимиром Евтушенковым, кластер – эффективный инструмент промышленной политики. Инструмент, который позволяет включить малый бизнес в промышленную технологическую цепочку и решить многие проблемы регионального уровня. Новые рабочие места – населению. Рабочая инфраструктура – малому бизнесу. Информация о наличии надежных и коммерчески эффективных проектов – потенциальным инвесторам. Новые источники финансирования капитальных вложений в территориальное развитие – местным и региональным властям. Макроэкономические и социальные дивиденды – федеральному правительству. Телеграфное перечисление возможных плюсов – лишь вершина айсберга. Но и этого достаточно, чтобы оценить масштаб явления.
Фактически кластеризация придумана для того, чтобы то, что трудно поодиночке, легче было сделать сообща. Инициатива “кластеризации” всей страны пришла из бизнес-среды. Но без участия государства и органов местного самоуправления она обречена на провал. Более того, недостаточно создать некие общие условия. В нашей стране, к сожалению, даже слова президента далеко не всегда указание к действию для тех, кто рангом пониже.
Необходимы конкретные действия федеральной власти: мероприятия, целевые программы, законодательные инициативы по стимулированию инициатив на региональном и местном уровне. Конкретные меры субъектов Федерации: достраивание технологических цепочек, формирование новых структур (например, образовательных), стимулирование модернизации. Конкретные действия предпринимательских объединений: обмен информацией, координация, выстраивание процессов, участие в определении общих стандартов. Эффективное экономическое развитие – плод совместных усилий. И усилия эти должны быть направлены на конечный результат – увеличение продаж конкурентоспособного продукта. Так, как это делается в бизнесе.
Мы вышли на председателя правительства с предложением сформировать рабочую группу по направлению “Развитие территориальных промышленных кластеров в РФ” и пригласить Минрегион, Минэкономразвития, Минпромэнерго, Федеральное агентство по промышленности, Минобразования к разработке этой темы. Михаил Ефимович инициативу предпринимателей поддержал и уже направил соответствующее распоряжение. Самое главное теперь, чтобы тему не заиграли. Нет нужды поднимать ее на знамена. Ее нужно просто реализовать.
Сергей Борисов, президент “ОПОРы России”