“Силовики” хотят большего


Силовики затеяли передел под лозунгом возврата государству “нечестно приобретенной” собственности. Со второго срока Путина силовики “перешли к активному процессу захвата собственности у частных компаний”, говорится в докладе. Используя “Газпром” и “Роснефть” как стратегические плацдармы, они пытаются создать “крупнейшую энергетическую госкомпанию мирового уровня”, чтобы контролировать ее финансовые потоки.

Доклад Центра политической конъюнктуры России (ЦПКР) называется “Передел собственности в России: новый этап”. Заплатив 12 500 руб., ознакомиться с докладом может любой желающий. На 74 страницах авторы предрекают России передел почти во всех стратегических отраслях: нефтегазовой, энергетике, оборонке, транспорте, связи, металлургии, лесной промышленности.

Процесс передела возглавили силовики – группа коллег Владимира Путина по работе в Комитете госбезопасности во главе с Сечиным. Сюда же входят генпрокурор Владимир Устинов, помощник президента Виктор Иванов и глава ФСБ Николай Патрушев.

Но есть и другие номенклатурно-политические группировки (НПГ) – это “питерские юристы” (ее лидер – глава администрации президента Дмитрий Медведев), “питерские либералы” (министры Алексей Кудрин и Герман Греф) и “старомосковские” (во главе с замглавы администрации Владиславом Сурковым).

Битва между НПГ будет жестокой, ведь новые собственники могут быть спокойны за свои приобретения только при условии полного разгрома соперников, повествует доклад. Если силовики победят, к “Газпрому” могут присоединиться “Сибнефть”, “Сургутнефтегаз”, “ЛУКОЙЛ” и “Транснефть”. Противостоять силовикам должен “антисиловой союз” – его членами могут быть чиновники, не относящиеся к силовикам, и крупный бизнес. Курс на создание союза, по мнению авторов доклада, взял Путин, когда в послании Федеральному собранию пообещал бизнесу прекратить налоговый террор.

ЦПКР до 1999 г. возглавлял Алексей Чеснаков, сейчас работающий заместителем начальника управления внутренней политики администрации президента под началом замруководителя президентской администрации Владислава Суркова. Чеснаков уверил “Ведомости”, что впервые слышит о докладе. А гендиректор центра Константин Симонов заявил, что “данный доклад ничего общего с тем, что думает Сурков о переделе собственности, не имеет”. Источники информации для доклада, по словам Симонова, были открытые – материалы СМИ, официальная информация властных структур, данные компаний и мнения экспертов.

Политологи охотно снабжают советами клиентов, но столь объемные труды о ситуации в стране выпускают нечасто. Самый яркий пример – обнародованный в мае 2003 г. доклад Станислава Белковского и Иосифа Дискина “Государство и олигархия”. Его авторы предупреждали, что крупный бизнес готовит “олигархический переворот”, цель которого – отстранить от власти Путина. Через полтора месяца после выхода доклада был арестован совладелец “ЮКОСа” Платон Лебедев. В сентябре 2003 г. президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский обнародовал аналитическую записку, в которой указал, что на самом деле угроза исходит не от олигархов, а от “группы Пугачева – Сечина – Иванова”.

Такие доклады, по словам Симонова, не массовый продукт и покупателей обычно меньше сотни. Он полагает, что целевая аудитория – сами участники передела, крупный бизнес, органы власти и иностранцы, работающие в России. Сейчас хорошее время для публикации, ведь элиты начинают подготовку к президентским выборам – 2008, считает Симонов.

Потенциальные участники передела, указанные на сайте ЦПКР в числе клиентов, относятся к трудам аналитиков с иронией. Никто из них доклада пока не видел. Высокопоставленный источник в “Газпроме” в ответ на просьбу прокомментировать доклад рассмеялся и назвал его несерьезным. “Анализ, проводимый в таких категориях, как “питерские силовики”, отражает не реальность, а скорее стереотипы”, – уверен член правления РАО ЕЭС Леонид Гозман, а за термином “питерские силовики” не больше смысла, чем за “компрадорской буржуазией”.

Главный дефект таких докладов в том, что они, как правило, необъективны, рассуждает источник, близкий к “Альфа-групп”. По его мнению, прежде чем брать в расчет выводы подобных структур, нужно учесть, к кому они близки: “к данным одних прибавлять 10, а у другой отнимать 20”. А топ-менеджер еще одной крупной компании, упомянутой в докладе, убежден, что “никакой практической значимости для бизнеса эта информация не несет”.