Ford ищет партнеров


Ford – единственный из зарубежных производителей получил право беспошлинно импортировать комплектующие для сборки автомобилей. Но взамен компания должна в течение пяти лет довести уровень локализации производства до 50%. С каждым годом Ford все труднее выполнять установленный правительством норматив локализации производства. Два года назад он составлял 28% при требуемых 10%, в прошлом году – 25% при 20%. А вчера гендиректор всеволожского завода Маррей Гилберт сообщил, что по истечении третьего года работы завода локализация составила 30,5% при требуемых 30%. Через год этот показатель должен достичь 40%, а по истечении пяти лет – финальных 50%.

Чтобы вписаться в норматив, компании необходимо резко увеличить закупки комплектующих в России. Проблема усугубляется тем, что при увеличении производства в следующем году уровень локализации упадет на 4%, сказал Гилберт: “Поэтому в нашу задачу входит за ближайший год увеличить локализацию не менее чем на 15%”.

Гилберт сказал, что Ford намерен закупать в России выхлопные системы, покрышки, штампованные детали кузова. По его словам, выхлопные системы завод собирается приобретать у корпорации Tenneco, которая построила завод в Тольятти. А президент “Форд Мотор Компани” Хенрик Нензен добавил, что сталь его компания намерена покупать у “Северстали”. Правда, сейчас качество череповецкого листа не удовлетворяет Ford. “Может быть, в дальнейшем они предложат подходящий продукт”, – надеется Нензен. “В таком случае мы бы смогли передать местному заводу производство штампованных внешних деталей кузова”, – добавляет Гилберт. Наконец, по словам Нензена, Ford начал переговоры с зарубежными производителями покрышек, которые развернули свое производство в России, – Michelin и Nokian Tyres.

Потенциальные производители комплектующих говорят, что с нетерпением ждут заключения контрактов с Ford. Гендиректор представительства Tenneco по России Дмитрий Осипов отмечает, что переговоры с Ford находятся в завершающей стадии. “Мы уже поставляем Ford сталь для внутренних частей автомобиля, но после запуска предприятия “Севергал” сможем предложить оцинкованный лист и для лицевых частей корпуса”, – утверждают в пресс-службе “Северстали”. Вице-президент Nokian Tyres Райла Хиетала-Хеллман говорит, что его компания могла бы производить покрышки для Ford.

Руководитель отдела технического регулирования Ассоциации автопроизводителей России Игорь Коровкин отмечает, что у Ford не остается выхода. По его словам, закупка деталей кузова в России увеличит локализацию на 20–25%. Еще около 5% дадут закупки выхлопных систем и покрышек, добавляет аналитик ОФГ Елена Сахнова. Увеличить локализацию сразу на четверть можно, только разместив в России производство двигателей, говорит Коровкин. Но это обойдется компании еще в несколько сотен миллионов долларов. “При объеме производства в 60 000 автомобилей в год эти инвестиции не окупятся, – отмечает Коровкин. – Двигатели имеет смысл производить при объеме не менее чем 100 000 в год”.