Чей миллиард

Не все партнеры Леонида Михельсона по “НОВАТЭКу” захотели открыться/ Е. Стецко

Официальная информация о владельцах второй по величине газовой компании России скудна. В отчете за 2004 г. по международным стандартам “НОВАТЭК” указал, что до ноября 2003 г. компанию контролировал предправления Леонид Михельсон, а потом утратил контроль. В списке ста богатейших людей страны по версии Forbes 49-летний Михельсон занимает 33-е место с состоянием $900 млн. И это именно благодаря “НОВАТЭКу”, который указан в качестве источника его благосостояния.

В конце июня компания объявила, что ее владельцы хотят разместить GDR “НОВАТЭКа” на Лондонской фондовой бирже. “Ведомостям” удалось достать инвестиционный меморандум компании. Документ датирован 30 июня, а вместо цены и размера пакета, который владельцы компании готовы предложить инвестором, все еще стоит прочерк. Но владельцы компании в документе уже указаны.

В документе говорится, что Михельсон контролирует 35,53% компании, из которых лично ему принадлежит 0,4%, остальное он контролирует через ЗАО “Левит” (22%) и SWGI (13%). Вторым бенефициаром компании является депутат Госдумы Леонид Симановский (6,12% через долю в “Левите”). Симановский раньше возглавлял совет директоров “НОВАТЭКа”, но после избрания в Госдуму сдал акции в траст Нова Банку. Более мелкие пакеты – еще у 13 менеджеров (см. врезку). А всего менеджменту “НОВАТЭКа” принадлежит 63% компании.

Но владельцы еще 25,2% акций, если верить имеющимся у “Ведомостей” материалам, остаются в тени. Ведь в совокупности доля “Левита”, “Копитэка” и фонда SWGI – 87,81%, плюс 0,45% лично у Михельсона. А “НОВАТЭК” раскрыл бенефициаров лишь 63%. 25,2% – это второй пакет после Михельсона – стоит исходя из вчерашней капитализации в РТС $1,225 млрд (доля Михельсона – более $1,7 млрд).

В последнее время компании в ходе IPO раскрывают всех владельцев, но так было не всегда, напоминает управляющий фондами Prosperity Capital Management Иван Мазалов. Например, во время размещения МТС в 2002 г. она указала владельца – АФК “Система”, а бенефициаров не раскрыла.

У “НОВАТЭКа” есть законное основание промолчать, утверждает источник, близкий к размещению. По его словам, 25% принадлежат не одному владельцу. Это акционеры, которые не являются менеджментом “НОВАТЭКа”, – несколько частных лиц, у каждого из которых менее 3% акций, поясняет он. А их компания не обязана их указывать.

Партнеры “НОВАТЭКа” причисляют к совладельцам компании замгубернатора Ямало-Ненецкого округа Иосифа Левинзона, который входит в совет директоров “НОВАТЭКа”. Когда-то Левинзон возглавлял компанию “Пурнефтегазгеология”, которую в 2001 г. поглотил “Новафининвест”; под его руководством ПНГГ обогатилась лицензиями на несколько крупных ямальских месторождений. В меморандуме Левинзон не указан. А источник, близкий к размещению, настаивает, что ни Левинзона, ни его родственников или аффилированных с ним структур среди анонимного пакета нет. А другой источник напоминает, что проспект еще не подписан и цифры в окончательном документе могут отличаться от имеющихся у “Ведомостей”.

В проекте меморандума “НОВАТЭК” не раскрыл условия размещения, в том числе цену и размер пакета. Источник, знакомый с условиями размещения, сообщил, что западным инвесторам будет предложено до 20% акций, а размещаться будут бумаги, принадлежащие SWGI. А в материалах говорится, что у “НОВАТЭКа” есть 7 557 376 объявленных акций, а в одной акции будет 100 GDR.

Когда состоится IPO, неясно: вчера источник в банковских кругах сообщил Reuters, что размещение могут отложить на несколько дней. “НОВАТЭК” уже несколько раз менял свои планы. Сначала речь шла о продаже на бирже до 10%, а еще 25% плюс 1 акция компания планировала продать французской Total, но та так и не дождалась одобрения властей. А ФСФР разрешила “НОВАТЭКу” выпустить депозитарные расписки на 29,9%.

Но накануне размещения на “НОВАТЭК” посыпались проблемы. Прокуратура ЯНАО заинтересовалась сделкой по передаче Фондом развития Ямала 25%-ной доли “Тамбейнефтегаза” и 40% “Ямалнефтегаздобычи” в 2003 г. в обмен на акции “НОВАТЭКа”. Фонд уже продал свою долю ВЭБу, но прокуратура оспаривает сделку и само создание фонда. Первый суд прокуроры проиграли, но подали апелляцию. Эти события указаны компанией в разделе “Риски”.

Мазалов полагает, что Михельсон может выручить за свою долю более $1,5 млрд. Но эксперт предпочитает не говорить, повлияют ли риски компании на размещение: его фонд еще не решил, будет ли покупать бумаги “НОВАТЭКа”.