КОМПАНИЯ НЕДЕЛИ: Входной билет


Какой только бизнес не собрал миллиардер-металлург Алексей Мордашов в своей “Северсталь-групп”. Помимо самой “Северстали” у него есть автомобили УАЗ, продмаги, доля в банке “Россия”, купленная, между прочим, за $20 млн c лишним, хоккейный клуб, горнолыжный курорт в Красной Поляне и даже газета “Череповецкий металлург”. А теперь “Северсталь-групп” купила у РАО ЕЭС 70%-ную долю в телеканале Ren TV.

Крупных медиапроектов Мордашов сознательно сторонился. Говорят, когда в 2002 г. ему предложили войти в пул благодетелей ТВС, он запротестовал: “Куда вы меня втянуть хотите?” Тогда Мордашов постеснялся стать скромным пайщиком канала, а теперь будет старшим партнером люксембургской RTL Group, которая зарабатывает на телевидении более 70% из своих 4,8 млрд евро выручки (ей достались оставшиеся 30%).

Даже если не брать в расчет медиамагнатов Владимира Гусинского и Бориса Березовского, на зыбкую телевизионную почву Мордашов ступил не первым. “Альфа-групп” еще в 2002 г. разглядела в телевидении динамичный бизнес и купила 25% акций компании CTC Media, владеющей одноименным каналом. Как считают аналитики, Михаил Фридман не прогадал: стоимость его пакета выросла втрое. Но при этом магнат несколько раз произнес перед своими сотрудниками, ответственными за благосостояние на телевизионном фронте: “Никакой политики!”

В отличие от Фридмана, который бодро освоил телевидение в развлекательном формате, а теперь бьется за аудиторию домохозяек, Мордашову в наследство от прежних владельцев достались новости. В 2004 г. служба информации Ren TV получила спецприз клуба телепрессы как автор независимых выпусков новостей. Новости вместе с продюсерской компанией, выпустившей знаменитый фильм “Возвращение”, – визитная карточка канала. Именно они выделяют Ren TV среди других сетевых ресурсов и главных конкурентов – СТС и ТНТ, а также центральных телеканалов, где новости заменяет серый поток официоза.

Кремль по меньшей мере с недоверием относится к крупным бизнесменам, интересующимся новостями, но к Мордашову вопросов не возникло. Чем 40-летний металлург заслужил такое доверие – покупкой доли в банке, где держал деньги президент, участием в судьбе горнолыжного курорта или просто дружбой с кем-то из выходцев из Санкт-Петербурга, – нам не известно. Высокий рейтинг благонадежности помог металлургу приобрести входной билет на рынок телерекламы, где еще несколько лет не иссякнет золотой поток нефтедолларов. Только в прошлом году его оборот составил $1,7 млрд, в 2005 г. обещает вырасти еще примерно на треть. Сможет ли Мордашов конвертировать благонадежность в рекламные доллары, нам покажет Ren TV. Если там, кончено, останутся новости.