Министр создаст прецедент


Как рассказал Павел Астахов, адвокат Швыдкого, вчера его клиент подал иск о защите чести и достоинства к министру Соколову. Второй иск подан от имени агентства, полагающего, что министр опорочил его деловую репутацию. Если суд решит, что истец прав, то Александру Соколову придется, согласно 52-й статье Гражданского кодекса, опровергнуть свои слова в эфире программы “Постскриптум” на телеканале ТВЦ, где он две недели назад заявил, что при прежнем руководстве (Швыдком) в Минкульте “процветало взяточничество на всех этажах”, а агентство по кинематографии “коррумпировано” и “погрязло в откатах”.

До сих пор российским судам не доводилось рассматривать гражданских исков одних чиновников к другим. К помощи судебной системы они прибегали только для того, чтобы опротестовать свое увольнение, замечает экс-директор Центра проблем госуправления Павел Кудюкин.

Это будет прецедентное дело, соглашается с ним гендиректор “Юрконсалт Трейд” Олег Никуленко: “Подобные иски чиновники не подавали против чиновников же, особенно нижестоящие против вышестоящих”.

В правительстве недовольны, что два высокопоставленных чиновника выясняют отношения через суд. “Лучше было бы провести служебное расследование”, – полагает правительственный чиновник.

Юристы уверены, что у Швыдкого есть все шансы выиграть дело. По Уголовному кодексу взятка – это получение средств за незаконное действие или бездействие, замечает юрист Центральной коллегии адвокатов Игорь Лебедев, но доказать наличие подобных эпизодов в деятельности Швыдкого вряд ли удастся.

Чиновник одного из федеральных ведомств сомневается, что Швыдкой как государственный служащий имел право подавать в суд на министра. По закону о госслужбе служащие обязаны “не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа”. Этот закон на Швыдкого (как на госслужащего высшей категории) распространяется, а на Соколова (как на министра) – нет, поясняет Кудюкин.

Эта норма не запрещает его клиенту судиться, возражает Астахов: “Право на судебную защиту гарантировано Конституцией”. Нельзя запретить обращаться в суд чиновнику, честь и достоинство которого опорочены, соглашается консультант Института правовых реформ Сергей Шишкин.

Не нарушил закон о госслужбе и Соколов , уверены юристы. Работа председателя правительства, его зама и министров регулируется законом о правительстве, а не о госслужбе, а в нем обязанности членов кабинета министров прописаны очень размыто, отмечает Лебедев. Работа высших политических чиновников не может и не должна регулироваться законами, поясняет чиновник одного из федеральных ведомств: “Они не сдают квалификационные экзамены и не получают классных чинов, а чьи действия привели к умалению авторитета госорганов, пусть решает суд”.

По словам чиновника Минкульта, Соколов готовит против Швыдкого ответные иски: “Министр не называл [в телеэфире] имен, а Швыдкой заявил, что Соколов провалил финансирование отрасли, что не соответствует действительности”.