Москву оставили без Игр


На проведение Олимпиады-2012 претендовали пять городов – Лондон, Мадрид, Москва, Нью-Йорк и Париж. Большинством голосов – 54 против 50 – МОК вчера присудил победу Лондону. Москва выбыла из гонки в первом же туре; следом исключили американцев. Другие участники шли ноздря в ноздрю: сначала фаворитом был Лондон, а Париж и Мадрид отставали на один голос, затем вперед вырвались испанцы, которых в третьем туре обошли и британцы, и французы. Победителя выявило финальное – четвертое – голосование.

Британия завоевала право принимать Олимпиаду с четвертой попытки: в 1992 г. заявку подавал Бирмингем, а в 1996 и 2000 гг. – Манчестер. Россия Игры не принимала ни разу, а СССР – однажды, в 1980 г. в Москве. “Сложно [было] выступать в первый раз в такой сильной и мощной компании [конкурентов]”, – заметил после голосования МОК председатель Олимпийского комитета России Леонид Тягачев. Он убежден, что российская заявка “выглядела достойно” и это “видел весь мир”, а выбор Лондона – “на совести” членов МОК, передало слова Тягачева агентство “Интерфакс”. “Лондон, Париж и Нью-Йорк – это мировые центры бизнеса, они смогли подобрать в свои заявочные комитеты очень сильные команды”, – соглашается Антон Дерлятка из консалтинговой компании A.T. Kearney. “Такой компании не стыдно проигрывать”, – добавил заместитель Тягачева Виталий Смирнов.

Но проигрыш может лишить Россию шанса принять Олимпиаду на много лет вперед. “После выбора Лондона любой город Европы, который мог быть избран в 2012 г. в качестве столицы Олимпиады, имеет крайне малые шансы”, – пояснил московский мэр Лужков. Зато, считает Тягачев, Москва может побороться за право принять зимние Игры. Для этого, заметил источник “Интерфакса” в столичной делегации, “не хватает только гор для горнолыжных соревнований, но и это можно найти не очень далеко от Москвы или насыпать искусственные”.

Проведение Игр для принимающей страны – не только вопрос престижа. Начиная с летних Игр в Лос-Анджелесе в 1984 г. все Олимпиады, кроме последней в греческих Афинах, приносили немалую прибыль. Греки, правда, потратив сопоставимые с московской заявкой $10 млрд, оказались в убытке, а большинство построенных ими к Олимпиаде спортивных сооружений простаивают. А жители канадского Монреаля до сих пор платят “олимпийский” налог – потеряв на Играх 1976 г. $1,2 млрд, власти ввели для них специальный сбор на табак. Зато британский ВВП благодаря проведению Олимпиады в течение следующих 12 лет вырастет на $1,339 млрд (0,06%), подсчитал автор специальных исследований по экономике Олимпийских игр Пол Дэйлс из Capital Economics. Через час после вердикта МОК индекс Лондонской биржи FTSE 100 поднялся на 0,8%. Бумаги Compass Group, крупнейшей кейтеринговой компании в мире, подндялись на 2,6%, а акции строительного гиганта Balfour Beatty – на 4,6%. “Спорт – это большой бизнес”, – сказал FT гендиректор Конфедерации британской промышленности Дигби Джонс.

Москва не поскупилась на подготовку к борьбе, хотя ее шансы были невелики изначально. В январском прогнозе рейтингового агентства Standard & Poor’s российская и испанская столицы назывались явными аутсайдерами гонки. Строительство новых сооружений, в том числе стадионов, идет в основном за счет частных средств, говорит генеральный менеджер заявки Александр Чернов. Всего надо было построить около 2,4 млн кв. м крытых объектов стоимостью не менее 43 млрд руб. и еще 5 млрд руб. потратить на содержание и ремонт существующих. А за $10,07 млрд из бюджета чиновники обязались привести к порядок инфраструктуру, в частности, построить четвертое транспортное кольцо. Кроме того, Игры рекламировались примерно на 1400 разных носителях в Москве. Стоимость кампании по рыночным ценам – чуть более $1 млн, говорит гендиректор “ЭСПАР-аналитик” Андрей Березкин, но она как “социальная” обошлась бесплатно.

Чтобы привлечь олимпийцев в Москву, поработали даже высшие российские чиновники. Во второй раз за свою политическую карьеру на английском языке выступил Владимир Путин. До членов МОК он обращался на нем однажды – в июне 2003 г. к английской королеве Елизавете II. Столичный мэр Юрий Лужков и премьер Михаил Фрадков представляли страну на заседании МОК в Сингапуре. На Васильевском спуске в Москве за российскую заявку пришло болеть более 70 000 человек, в руках у некоторых из них, по сообщению “Интерфакса”, были флаги “Единой России” и ЛДПР.

Но их призывы МОК не убедили. Основная претензия – неясности с источниками финансирования новых проектов. Чернов утверждает, что все данные, в том числе информацию об уже заключенных контрактах, МОК получил в срок. Смирнову кажется, что Москва проиграла потому, что “члены МОК подвержены воздействию западных средств массовой информации”, которые не слишком доброжелательны к России. “Дело не в недовольстве Запада нашей внутриполитической ситуацией, – возражает близкий к российскому Олимпийскому комитету источник. – Китай выиграл право проводить Олимпиаду-2008, и нарушение прав человека там в МОК почти не обсуждалось”.

Российским чиновникам и политикам было больно упустить даже призрачный шанс на победу. “Это просто грустно”, – расстроился лидер “единороссов”, спикер Госдумы Борис Грызлов. Особенно огорчило его то, что “не все было сделано для того, чтобы победить”. Заместитель Лужкова Валерий Шанцев перечислил, что выбором МОК “огорчен”, “расстроен” и “не удовлетворен”, “но руки мы не опускаем и будем серьезно анализировать и думать, как нам бороться за приглашение Олимпиады в Москву в следующие годы”.

А вот Лужков, напротив, уверял, что “не испытывает никакого огорчения” и “никакого раздражения”. Тем более что деньги, использованные на подготовку к борьбе, потрачены не зря: сооружения “строятся для города”, говорит Чернов. “В большинство из этих комплексов можно вложить $10–30 млн и проводить там не только соревнования, но и концерты, тогда они могут окупиться за 10–15 лет”, – добавляет Дерлятка из A.T. Kearney.