Учитесь дома!


Российская система образования не готовит качественных менеджеров, пожаловался глава Минэкономразвития Герман Греф руководителям думской фракции “Единая Россия”. Чтобы решить эту проблему, в ближайшие несколько лет в России планируется создать “две бизнес-школы мирового уровня”. Одна из них, по словам министра, будет организована на базе факультета менеджмента Санкт-Петербургского университета, другая – в Москве, скорее всего с нуля. Глава Министерства образования и науки Андрей Фурсенко, по его словам, поддерживает идею Грефа.

Московская часть проекта, по словам Грефа, обойдется в $200–250 млн, а организовать его планируется в виде частно-государственного партнерства, в котором государство получит 49%, а частные инвесторы – 51%. Идеологи создания бизнес-школы в Москве – президент группы “Тройка Диалог“ Рубен Варданян и ректор Академии народного хозяйства Владимир Мау. С Мау вчера связаться не удалось, а Варданян рассказал “Ведомостям”, что уже собирает пул бизнесменов, готовых профинансировать проект. Он планирует вложить в создание бизнес-школы и свои деньги, но сколько именно – не уточняет. Ни одна из российских бизнес-школ пока не получила мирового признания, объясняет свои намерения Варданян.

В Петербурге Высшая школа менеджмента должна появиться на базе соответствующего факультета петербургского университета. По подсчетам декана факультета менеджмента СПбГУ Валерия Катькало, создание бизнес-школы с нуля стоит $150–200 млн, но с учетом того, что база у факультета есть (там уже ведется обучение по программам от бакалавра до Executive MBA), эта цифра может сократиться до $100–150 млн, часть из которых факультет рассчитывает получить от государства. Цена проекта, по словам Катькало, сопоставима с расходами на создание недавно открывшейся Европейской школы менеджмента и технологий в Берлине. Сейчас двухгодичный курс обучения по программе MBA в СПбГУ без отрыва от работы обходится слушателю в $15 000, программа Executive MBA – 20 000 евро. Это, по словам Катькало, “уже близко к среднеевропейской цене”, но в российской бизнес-школе слушателей должен привлечь учет специфики отечественного бизнеса – например, кейсы, основанные на работе российских предприятий.

Но до стоимости обучения в престижных европейских бизнес-школах названные Катькало цифры пока недотягивают. По данным компании MBA Consult, обучение по двухгодичной программе full-time MBA в Роттердамской школе менеджмента стоит 34 000 евро, в LBS – $32 527 в год.

Работа над “компонентами авторитетной бизнес-школы” – обучением full time, привлечением зарубежных преподавателей, созданием собственных учебников и кейсов – уже началась, утверждает Катькало.

Первые выпускники национальных бизнес-школ мирового уровня могут, как надеется Фурсенко, появиться уже в 2007 г. Но не факт, что они понравятся работодателям, предупреждают обладатели западных дипломов MBA. “Преподавателями должны быть западные профессора или российские молодые специалисты, а не “бедные обрюзгшие академики”, – настаивает Кирилл Дмитриев, выпускник Harward Business School, управляющий директор Delta Private Equity Partners. – Должны быть договоры с компаниями-работодателями, а студенты должны быть отобраны на честных конкурсах”. С бизнес-школой, выполняющей эти требования, Дмитриев с удовольствием заключил бы договор о найме выпускников. Диплом российской бизнес-школы не будет конкурентным преимуществом при найме в компанию, утверждает Петр Панов, выпускник бизнес-школы Wharton, ныне замгендиректора московского офиса Boston Consulting Group. “Бизнес-школы как вино – очень брэндированная вещь. Нельзя построить совхоз на Кавказе и сказать, что он выпускает дорогое французское вино, – предупреждает он. – Одними инвестициями ничего не решить, ведь в таких школах главное – не знания, а круг людей”.