Уроки честности


Вчера депутаты одобрили во втором чтении закон о госзакупках, цель которого – положить конец коррупции и серьезно снизить госрасходы. Сейчас на госзаказы уходит больше трети расходов казны – в 2005 г. их объем должен достичь 1 трлн руб. Но уровень коррупции в системе, по наблюдениям директора департамента стратегического анализа ФБК Игоря Николаева, неуклонно растет. Косвенно это подтверждают и официальные данные аппарата правительства: если в 2004 г. на тендерах выбрали 65% поставщиков, то в I квартале 2005 г. – всего 39%. Да и сам факт тендера ничего не гарантирует – даже узнать о нем посторонней компании непросто, не говоря уж о том, чтобы победить, жалуются предприниматели. Неудивительно, что в 2004 г., по оценке Минэкономразвития, тендеры сэкономили лишь 4,4% выделенных на закупки средств.

Одобренный вчера закон должен радикально изменить правила распределения госзаказов. С 2006 г. чиновники будут обязаны закупать для государственных и муниципальных нужд товары и услуги, “для которых существует сложившийся рынок и сравнение которых возможно только по цене”, исключительно на аукционах, если цена контракта превышает 250 000 руб. “Нестандартизованные” заказы больше чем на 250 000 руб. можно будет, как и прежде, распределять только в ходе конкурса. При этом устанавливаются количественные критерии оценки конкурсных заявок. Партии биржевых товаров стоимостью свыше 5 млн руб. можно будет закупать на бирже. Состязаться за госзаказ на равных с россиянами условиях смогут иностранцы, если в их странах у российских компаний тоже есть такая возможность. А не меньше 15% товаров и услуг чиновники должны закупать у предприятий малого бизнеса.

Чиновников обяжут размещать извещения о проведении торгов и информацию об их результатах не только в официальных СМИ, но и в обязательном порядке на сайтах органов власти в Интернете. Правительство должно будет создать единый портал, на котором можно будет найти информацию о закупках по всей стране. Любой участник аукциона вправе вести его аудио- и видеозапись. А специально созданный контрольный орган станет следить, чтобы госзаказы распределялись строго по правилам. Причем чиновники смогут проверять госзаказчиков два раза в год, а в случае жалоб участников конкурсов – неограниченно.

“Такого прогрессивного законодательства о госзаказе нет ни в Европе, ни в США. Это просто революция”, – радуется начальник управления по контролю и надзору в области недвижимости, локальных монополий и ЖКХ Федеральной антимонопольной службы Михаил Евраев. В законе прописаны автоматические процедуры определения победителя, что “сводит к минимуму возможность принятия комиссиями субъективных решений”, говорит он. По его расчетам, экономический эффект от снижения коррупции в этой сфере может составить до $5 млрд ежегодно.

“Более строгие критерии отбора исполнителей, размещение информации в Интернете – все это повышает прозрачность и уменьшает поле для коррупции”, – соглашается заместитель директора Межведомственного аналитического центра Юрий Симачев. Правда, по его словам, бюджетная экономия не должна быть самоцелью, важно, какого качества товары и услуги в итоге получит государство.

А предприниматели не верят, что одним законом можно исправить систему госзакупок. “Закон может обрасти подзаконными актами, которые позволят чиновникам по-прежнему получать откаты”, – опасается владелец компании по производству спецодежды.