Минтранс удвоит все


Вчера министр транспорта Игорь Левитин представил правительству концепцию профильной федеральной целевой программы. Она описывает, как Минтранс хочет развивать экспорт транспортных услуг в ближайшие пять лет. Сейчас в стране реализуется еще одна транспортная программа – модернизации транспортной системы. Она, по словам руководителя департамента Минтранса Олега Шахова, направлена на поддержание существующей сети дорог и портов. Новые предложения стоимостью 736 млрд руб. (почти $26 млрд) помогут преодолеть сырьевую зависимость страны, надеется чиновник.

Левитин подсчитал, что новый проект Минтранса обойдется в 736 млрд руб. У правительства он попросил выделить на него из казны 336 млрд руб., в том числе 32 млрд руб. – из региональных бюджетов. Остальные 400 млрд руб. должен вложить бизнес. Казенную долю мог бы профинансировать инвестиционный фонд, считает Левитин. По задумке Минэкономразвития, он нужен для финансирования инфраструктурных проектов общенационального значения. Минфин был против появления инвестфонда, но после долгих споров правительство в мае идею одобрило. В фонд начиная со следующего года должна поступать часть допдоходов бюджета от высоких цен на нефть, если цена ее сорта Urals будет дороже $27/барр. По расчетам ведомства Германа Грефа, в 2006 г. фонд должен располагать 60 млрд руб., в 2007 г. – 90 млрд руб., в 2008 г. – 120 млрд руб. Реализация предложения Левитина означает, что ежегодно по 60 млрд руб. из фонда пойдет на проекты Минтранса.

“Мы не должны исходить из того, что, сколько бы денег ни давать транспортному комплексу, все будет мало”, – разгневался на заседании правительства Кудрин. Правительство одобрило концепцию и поручило Левитину готовить саму программу. Но, сказал министр промышленности и энергетики Виктор Христенко, об источниках финансирования надо “еще раз подумать”.

Минэкономразвития готово финансировать проекты, повышающие экспортный потенциал, говорит сотрудник министерства. Но “мы не уверены, что Минфин не похоронит создание инвестфонда [с 2006 г.]”, заметил он. Оппоненты до сих пор не согласовали поправки в Бюджетный кодекс, санкционирующие его появление, пояснил чиновник. Источник в Белом доме рассказывает, что в среду на совещании у вице-премьера Александра Жукова решили, что пока инвестфонд не создан, привязывать к нему какие-либо проекты не стоит. “У меня сложилось впечатление, что Кудрин постарается заблокировать механизм расходования средств фонда”, – заметил он. Другой федеральный чиновник считает, что Минфин затормозит согласование новой транспортной ФЦП и она не попадет в бюджетный перечень 2006 г. Получить комментарии Минфина по этому поводу не удалось. Представитель министерства Андрей Сайко отметил лишь, что в материалах Минтранса нет финансового обоснования проектов ФЦП, а само министерство порой “распыляет средства” вместо концентрации на конкретных инфраструктурных проектах.

Минтрансу будет непросто выиграть конкуренцию за деньги инвестфонда, говорят эксперты. “В желающих использовать эти средства на те или иные проекты недостатка нет”, – замечает начальник аналитического отдела ИК “Проспект” Наталья Одинцова. При этом всем им не хватает аргументации, отмечает она. В то же время сама идея имеет право на существование. Удвоить экспорт транспортных услуг за счет экспорта товаров из России трудно, поскольку это зависит от тенденций на сырьевых рынках. “Удвоим экспорт нефти – удвоим и экспорт транспортных услуг”, – отмечает она. Зато за счет транзита через территорию России удвоение, по ее мнению, вполне возможно. “Бизнес многое мог бы сделать сам”, – считает аналитик ОФГ Елена Сахнова. Это видно по тому, как он уже приходит в эту сферу. Железнодорожную и автомобильную магистрали Москва – Петербург будут строить частные компании. “ЛУКОЙЛ” построил в Высоцке нефтяной терминал, а “Сургутнефтегаз” несколько лет строит такой же терминал в бухте Батарейной. Три года назад пять нефтяных компаний предложили вложить $5 млрд в экспортный трубопровод Западная Сибирь – Мурманск для транспортировки нефти в США. Но если Минтрансу не удастся получить средства инвестфонда, без госинвестиций они обойтись не смогут. Бизнес не пойдет на те участки, которые никогда не окупятся, вот тут и понадобятся госинвестиции. Текст ФЦП появится скоро, обещает Шахов. Он надеется, что заявленные в ней проекты все же попадут в перечень госрасходов в 2006 г.