“Эльгауголь” ищет инвестора


Попытки начать разработку Эльгинского месторождения предпринимаются не первый год. В 2001 г. было создано ТЭО стоимостью $800 млн. Оно включало в себя строительство обогатительной фабрики и 300 км железнодорожной ветки до месторождения. Было построено 60 км железнодорожного полотна, после чего работы остановились. В начале 2005 г. “Эльгауголь” разработала новое ТЭО, оно уже согласовано с профильными ведомствами, говорит представитель компании. Его реализация требует $2–2,5 млрд. $1 млрд будет потрачен на строительство железнодорожной ветки, остальные инвестиции пойдут на обустройство угольного разреза, создание фабрики, аэродрома, угольного терминала в порту Ванино и проч.

К 2010 г. на месторождении планируется добывать 30 млн т угля в год, 20 млн т отправлять на экспорт. Сейчас тонна угля стоит около $100, в ТЭО говорится, что к 2010 г. тонна коксующегося угля будет стоить $70–120, энергетического – $50–70. При таких ценах рентабельность добычи угля составит 14–20%, а проект окупится за 8–10 лет, говорят в “Эльгаугле”.

60–70% средств на реализацию проекта “Эльгауголь” планирует занять у Japan Bank for International Cooperation. Переговоры с этим банком подтверждает и чиновник Минэкономразвития. Представители JBIC от комментариев воздерживаются, ссылаясь на то, что переговоры продолжаются. Под будущие контракты “Эльгауголь” уже подписала протоколы о намерении (на 4 млн т угля в год на 2009–2018 гг.) с японскими компаниями Sumitomo Metal Industries, Mitsubishi Chemical, Nisshin Steel, Nippon Steel, JFE Steel, Kobelco и Mitsui Mining. Еще 4 млн т энергетического и 2 млн т коксующегося угля “Эльгауголь” рассчитывает поставлять в Южную Корею. С российскими металлургами переговоры продолжаются, говорят в “Эльгаугле”.

Сотрудник одной из угледобывающих компаний уверен, что без участия российского инвестора проект реализовать не удастся. Цены на уголь в последние годы растут, в России почти не осталось неосвоенных месторождений, металлурги борются за каждый более-менее привлекательный актив. Несмотря на это, афишировать свой интерес к Эльгинскому месторождению они не спешат. “Этот проект очень сырой. Пока не будет железнодорожного сообщения, оттуда нельзя будет везти уголь, – рассуждает топ-менеджер одной их крупных промышленных компаний, занимающихся угледобычей. – А главная проблема этого проекта в том, что ни один металлург не возьмется за разработку проекта без того, чтобы получить в собственность 51% + 1 акция “Эльгаугля”.

До конца года свои акции “Эльгаугля” планируют продать РЖД и правительство Якутии. Аналитик ОФГ Александр Пухаев считает, что основные претенденты – “Мечел” и “Евразхолдинг”. Эксперт угольного рынка включает в число претендентов “Северсталь” и даже “Базэл”. А источники в двух крупных меткомпаниях говорят, что РЖД обсуждает возможность продажи своего пакета в “Эльгаугле” с “Мечелом”, “Северсталь-Ресурсом” и “Евразхолдингом”. По информации одного из собеседников, решение о продаже одному из них может быть принято до сентября. Источник, знакомый с ситуацией в “Евразхолдинге”, подтверждает, что компания уже начала предварительные переговоры о приобретении пакета с РЖД. Вице-президент “Евраза” Александр Карлашов заявил, что “потенциально объект интересен, мы будем его рассматривать в рамках реализации стратегии развития добывающего направления бизнеса [“Евраза”] как самостоятельного”. Представитель “Северсталь-Ресурса” заявил, что его компании “проект в целом интересен”. В “Базэле” от комментариев воздержались. А представитель “Мечела” Алексей Сотсков лишь заявил, что “Мечел” потенциально заинтересован в участии в разработке Эльгинского месторождения.