“АвтоВАЗ” доплатит милиции


В конце 90-х “АвтоВАЗ” считался одним из самых криминальных предприятий в России. Бандиты из так называемой “волговской” группировки буквально контролировали завод, забирая машины прямо с конвейера. Когда рэкет и серия заказных убийств парализовали деятельность предприятия, милиция была вынуждена провести на предприятии спецоперацию “Циклон” с участием спецназа.

В истории завода есть и другое знаменитое уголовное дело: Борис Березовский и его ближайший соратник Бадри Патаркацишвили обвиняются в хищении 2333 вазовских автомобилей в ходе зачета между “АвтоВАЗом”, “ЛогоВАЗом” и администрацией Самарской области. В хищении 1457 автомобилей обвиняется и бывший начальник управления внешних рынков “АвтоВАЗа” Олег Абрамов: вместе со своим деловым партнером Олегом Ульянченко предприимчивый менеджер в 1996–1998 гг. воровал у “АвтоВАЗа” машины через схему реэкспорта.

А совсем недавно, в мае, вымогатели похитили 25-летнего сына финансового директора “АвтоВАЗа” Галины Казаковой. Евгения Казакова удалось освободить в начале июня – в операции участвовали сотрудники тольяттинской милиции и ФСБ. Именно эта история, полагает близкий к “АвтоВАЗу” источник, подтолкнула руководителей завода к решению оказать финансовую помощь местным стражам порядка.

Как рассказал “Ведомостям” представитель “АвтоВАЗа”, недавно правление компании решило безвозмездно отчислять в пользу УВД Тольятти 300 000 руб. в месяц (около $10 500). “АвтоВАЗ” – градообразующее предприятие. Мы хотим, чтобы работники завода и их семьи чувствовали себя в безопасности”, – пояснил собеседник “Ведомостей”. Средства будут перечисляться как дополнительные налоговые платежи “АвтоВАЗа” в бюджет, а уже из него будут перераспределяться милиционерам. “Закон позволяет компании уплатить в бюджет большую сумму, чем указано в налоговой декларации, – пояснил “Ведомостям” партнер МКА “ФБК-Право” Юрий Воробьев. – Для этого не требуется никаких специальных оснований или документов”.

Предложение “АвтоВАЗа” уже обсуждалось на последнем аппаратном совещании у мэра Тольятти, сообщил сотрудник пресс-службы тольяттинского УВД. “Документы еще не подписаны, но мы были бы рады такой помощи “АвтоВАЗа”, – признает милиционер. А другой сотрудник УВД пояснил, что деньги автозавода пойдут на ремонт помещений и приобретение офисной техники.

Пожертвования “АвтоВАЗа” в адрес милиции уже одобрила и тольяттинская дума, рассказал ее депутат Борислав Гринблат. Но в отличие от милиционеров депутата такая щедрость автозавода удивила. “Доходы “АвтоВАЗа” растут, поэтому увеличение налоговых поступлений от него – обычное дело. Но почему-то теперь бюджет должен будет делиться этими поступлениями с УВД”, – заметил Гринблат. Солидарен с коллегой и депутат Госдумы Анатолий Иванов, ранее возглавлявший вазовский профсоюз “Единство”. Он считает “странным” решение выделять средства городскому УВД в условиях “тотальной экономии” на “АвтоВАЗе”.

“Случай необычный”, признает и аналитик “УралСиба” Вячеслав Смольянинов. А Воробьев из “ФБК-Права” обращает внимание на слабое место выбранной схемы: налогоплательщик всегда имеет право потребовать назад переплату по налогам.

“У нас также есть градообразующее предприятие – Заволжский моторный завод. Но нам кажется, что мы вносим достаточный вклад в эффективность работы госструктур, исправно платя налоги” – так прокомментировал инициативу коллег представитель “Северсталь-Авто”. Однако многие крупные компании ищут способы спонсировать госструктуры, с которыми им приходится сотрудничать. К примеру, управляющая аэропортом “Домодедово” компания “Истлайн” пару лет назад организовала программу дополнительного финансирования пограничников, дабы повысить скорость обслуживания пассажиров. А Ford Motor Company предоставляет ГАИ Ленобласти, где находится автозавод, свои Focus в безвозмездное временное пользование. “Для нас это возможность протестировать машины. Взамен мы просим сотрудников ГАИ заполнять наши анкеты и тщательно фиксировать поведение машин на дороге”, – говорит PR-менеджер Ford Екатерина Кулиненко. После начала сборки новой модели Focus ГАИ получила с завода во Всеволожске около 40 машин.