Управлять по-русски


Сейчас “Руком” хорошо известна в Новосибирске. Она принадлежит юридической компании “Гестор Рик”, а ее сотрудники входят в советы директоров ряда предприятий региона, включая “Новосибирскэнерго”.

Абызов покинул энергохолдинг с 1 июня, и вместе с ним, по его собственным словам, из РАО ушла целая команда специалистов. “Это настоящее богатство. Все они станут сотрудниками “Рукома”, – говорит он. По замыслу Абызова она будет независимой управляющей компанией и по контракту с владельцами бизнеса будет управлять активами в их интересах. Абызов говорит, что намерен управлять производством, а вырабатывать стратегию и управлять рисками будут собственники бизнеса. О конкретных проектах он не рассказывает, но уточняет, что готов взяться за управление компаниями в области энергетики, ЖКХ, металлургии и углеводородов.

С энергетикой и ЖКХ Абызов знаком не понаслышке. Несколько лет он был крупным совладельцем “Новосибирскэнерго” и лишь недавно перепродал долю “Кузбассразрезуглю”. В 25 лет он пришел в РАО ЕЭС и уже через год стал заместителем Анатолия Чубайса. Именно ему было поручено победить энергокризис на Дальнем Востоке и искоренить неплатежи за электроэнергию. А когда РАО с партнерами создали амбициозный проект “Российские коммунальные системы”, Абызов стал председателем совета директоров этой компании. В 2004 г. он был назначен управляющим директором бизнес-единицы № 1 в составе РАО, которая курирует реформирование электроэнергетики половины страны. Но год спустя, решив, что наладил работу новой структуры, Абызов покинул РАО ЕЭС.

Управляющие компании не новинка для российских корпораций. Группа “Альянс” управляла “СИДАНКО”, когда компанию контролировали структуры Владимира Потанина, а британская BP владела около 10% ее акций. А Григорий Березкин владеет группой инвестиционных и управляющих компаний ЕСН. Она управляла компанией “КомиТЭК” и организовала ее продажу “ЛУКОЙЛу”, а также по договоренности с РАО ЕЭС управляла “Колэнерго”. Группа ЕСН также была крупным акционером энергохолдинга.

Абызов подчеркивает, что отличие “Рукома” в том, что это исключительно управляющая компания, у которой не будет интересов в тех отраслях, в которых она станет работать.

“Он настолько классный менеджер, что может управлять чем угодно”, – полагает бывший первый зампред правления РАО и экс-коллега Абызова Леонид Меламед. Впрочем, он подчеркивает, что как такового рынка для управляющих компаний нет. И считает, что в первую очередь Абызов будет сотрудничать с теми, кто хорошо его знает и кого знает он сам.

Топ-менеджер нефтяной компании отмечает, что вряд ли это будет крупное предприятие. “В основных отраслях консолидация завершена, и во всех крупных структурах уже есть сильные команды управленцев”, – поясняет он. Собеседник “Ведомостей” считает, что подобные управленческие команды могут быть очень востребованы для среднего бизнеса, но сомневается, что Абызову, как талантливому управленцу, будет это интересно. “Действительно, бизнесов такого масштаба, как РАО, – раз, два и обчелся. Но масштаб – это еще не все. Главное – это интерес”, – парирует Меламед.

Сейчас в стране много людей, у которых есть свободные деньги, и большие, говорит замгендиректора компании “Технологии корпоративного управления” Алексей Москвин. Поэтому услуги менеджеров могут быть очень востребованы, полагает он. А вот Григорий Березкин считает, что управляющие компании больше были востребованы в 90-е гг., когда владельцы корпораций еще не умели управлять собственным бизнесом. “Но Абызов себе дело найдет”, – уверен он.