Сбербанк – это “Газпром” сегодня


Информацию о том, что подконтрольная депутату Госдумы Сулейману Керимову ГНК “Нафта-Москва” увеличила свою долю в Сбербанке до 5,3%, в конце прошлой недели сообщил сам Сбербанк. Скупку акций банка начали обсуждать на фондовом рынке еще в начале года, но собранный “Нафтой” пакет участники рынка оценивали в 2%. Представители самой компании отказались обсуждать с “Ведомостями” вложения в бумаги Сбербанка.

У крупнейшего банка страны обнаружились и другие инвесторы из числа известных бизнесменов. О том, что крупными акционерами Сбербанка стали владелец холдинга “Евроцемент” Филарет Гальчев и гендиректор группы компаний “Русагро” Вадим Мошкович, “Ведомостям” на условиях анонимности рассказал один из руководителей крупного банка. А один из промышленников уточнил, что пакеты акций этих двух бизнесменов приближаются к 1,5%. Сегодня такой пакет стоит около $210 млн, с начала года он подорожал на 43%.”Они могли бы войти в наблюдательный совет, но не захотели, поскольку тогда на одобрение совета пришлось бы выносить их сделки”, – рассказывает близкий к банку источник.

В июне в наблюдательный совет Сбербанка не побоялся войти директор инвесткомпании “Совлинк” Дмитрий Пяткин. В документах “Совлинка” ранее указывалось, что компания аккумулировала 6% акций Сбербанка в интересах клиентов. Но еще в середине прошлого года в ходе раздела бизнеса “Совлинка” акции банка были переведены на структуры Виктора Вексельберга (владелец “Реновы”) и Леонарда Блаватника (владелец Access Industries), рассказал тогда источник, близкий к сделке. Точных данных о размере пакета нет: по информации одного из банкиров, уже на момент раздела между Вексельбергом и Блаватником с одной стороны и Пяткиным с партнерами – с другой пакет акций Сбербанка составлял уже 3,5%. Подтвердить эту информацию у Пяткина вчера не удалось, а представитель “Реновы” отрицает наличие акций Сбербанка у этой компании. В Access Industries признают, что у компании есть акции Сбербанка, но не называют размер пакета. Не смогли “Ведомости” подтвердить информацию о банковских инвестициях и у Гальчева, но один из его знакомых говорит, что тот купил акции Сбербанка еще несколько лет назад. В “Евроцементе” не смогли прокомментировать вложения владельца компании. А вот Мошкович через пресс-секретаря передал, что ни он сам, ни его компания акции Сбербанка не приобретали.

Акции крупных компаний с государственным участием привлекают внимание российских магнатов. Та же “Нафта-Москва” – крупный акционер “Газпрома”: на начало марта ей принадлежал пакет в 2,4% акций. В бумаги этой же монополии, а также РАО “ЕЭС России” вложил часть средств от продажи металлургических предприятий Борис Иванишвили.

Начальник аналитического отдела Банка Москвы Кирилл Тремасов объясняет интерес крупных инвесторов к акциям госкомпаний низким политическим риском, всю значимость которого инвесторы оценили на примере “ЮКОСа”. К тому же Сбербанк единственный из них растет в этом году быстрее рынка, добавляет аналитик.

Тот, кто серьезно вкладывается в России, не может обойти финансовый сектор, а здесь альтернативы Сбербанку попросту нет, добавляет аналитик “Тройки Диалог“ Сергей Донских.

Эти преимущества не могли не оценить и иностранные институциональные инвесторы. Месяц назад их доля, по словам президента банка Андрея Казьмина, превышала 18% акций. Некоторые инвестбанкиры отдают пальму первенства J.P. Morgan, его пакет оценивается в 1,5%. А среди иностранных инвестфондов наибольшие пакеты акций Сбербанка собрали Julius Baer (около 1%) и Griffin (около 0,8%), говорит вице-президент отдела продаж ФК “УралСиб” Александр Захаров, ссылаясь на данные Bloomberg.