ЦИФРА НЕДЕЛИ: $201 млн. Дойти до конца


“Наконец-то поживу без долгов”, – радуется Олег Тиньков. Cамый известный российский пивовар продает недавно построенный пивзавод и портфель пивных брэндов концерну InBev за $201 млн. Радость Тинькова объяснима: к моменту сделки его долги превышали $100 млн.

В 2000 г. весь пивной бизнес Тинькова состоял из одного ресторана с пристроенной пивоварней. Прошло пять лет, и сейчас группа “Тинькофф” владеет десятком ресторанов по всей стране и построенным неподалеку от Петербурга пивзаводом немалой по меркам отрасли мощностью в 23 млн декалитров пива в год. Империей созданный Тиньковым бизнес не назовешь (его оборот в прошлом году составил $42,5 млн), но на выручку от питерского ресторана его выстроить было бы невозможно.

Тиньков довел расхожую фразу “бизнес – это искусство заставить работать чужие деньги” до абсолюта: группа “Тинькофф” целиком выращена на привлеченные средства. В подготовленном ею два месяца назад инвестиционном меморандуме есть впечатляющая фраза: “Доля собственного капитала в пассивах составляет около 4%”. 95% пассивов группы приходится на долги банкам и задолженность по лизингу оборудования для завода.

Кредиторы Тинькова должны испытывать не меньшую радость, чем харизматичный пивовар. Он убедил их сыграть в азартную игру с крайне высокими ставками. Причем ставки пришлось делать кредиторам, а большую часть выигрыша получил Тиньков.

Сейчас об этом мало кто вспоминает, но, когда в 2003 г. владелец пивных ресторанов Олег Тиньков решил строить пивзавод, комментарий “он сошел с ума” был далеко не самым грубым, звучавшим из уст опытных пивоваров. Российский рынок пива уже тогда был сверхконкурентным, и его участники твердо знали: добиться увеличения продаж хотя бы процентов на пять – большая удача, для достижения которой нужно потратить много сил и денег. Для того чтобы просто загрузить первую очередь своего завода, Тинькову нужно было увеличить продажи своего пива “Тинькофф” в шесть раз.

Неудивительно, что пивовары крутили пальцем у виска. Удивительно, что Тинькову поверили и продолжали верить до сделки с InBev банк “Зенит”, Славинвестбанк, “УралСиб” и другие кредиторы. Участники рынка часто говорят, что Тиньков, как никто другой, умеет устанавливать дружеские отношения, в том числе и с банкирами, и это сильно помогло его бизнесу. Кстати, порадовавшись избавлению от долгов, Тиньков немедленно поблагодарил за доверие предправления банка “Зенит” Алексея Соколова.

Как утверждает знакомый с Тиньковым банкир, единожды одолжить ему денег – значит связать себя с ним надолго. Пока строился завод, его группа была по уши в убытках и кредиторам приходилось подбрасывать ему денег снова и снова, просто чтобы тот не оказался в дефолте, утверждает банкир и резюмирует: “Им просто не осталось ничего, кроме как идти вместе с ним до конца”.