Турецкий марш Усманова


Турецкие власти объявили тендер по продаже 49,9% акций Erdemir в мае. Заявки принимались до 8 июля, а не позднее 26 сентября надо внести залог $40 млн. Стартовая цена пока не объявлена. Борьба за крупнейшее сталелитейное предприятие Турции с самого начала обещала стать острой, ведь об интересе к комбинату заявляли такие гранды, как Arcelor, Mittal Steel, U.S. Steel, а из россиян – НЛМК и “Северсталь”. Теперь на Erdemir появился еще один российский претендент – консорциум Лебединского ГОКа и Оскольского электрометаллургического комбината, совладельцем которых является известный предприниматель Алишер Усманов. Как рассказали “Ведомостям” два источника, близких к обоим предприятиям, турецкие власти допустили этот консорциум для участия в конкурсе. Получить комментарии в приватизационном агентстве Турции вчера не удалось.

“Для Усманова с партнерами такая покупка открыла бы дополнительный рынок сбыта производимого Лебединским и Михайловским ГОКами сырья”, – поясняет один из собеседников “Ведомостей”. Серьезность намерений Усманова подтверждает другой собеседник “Ведомостей”, по словам которого поучаствовать в конкурсе, но в составе другого консорциума может еще одна структура Усманова – управляющий Михайловским ГОКом “Металлоинвест”. “Сейчас “Металлоинвест” ведет переговоры с несколькими турецкими участниками, подавшими заявку, по поводу возможности совместного участия в конкурсе по Erdemir”, – говорит он.

В мае Михайловский, а потом и Лебединский ГОКи прекратили поставки руды одному из своих основных клиентов – Магнитогорскому меткомбинату. Договориться о цене стороны не могут до сих пор.

Но сможет ли Усманов и его партнеры заменить Магнитогорск на Турцию, не ясно. В понедельник турецкие власти сообщили, что к торгам по Erdemir допущены 12 участников и лишь пять из них – местные компании. Помимо ОЭМК и ЛГОКа в этом вчера признался украинский консорциум System Capital Managеment. “НЛМК также квалифицирован для участия в конкурсе”, – подтвердил представитель комбината Андрей Сидоров. Подтверждены заявки и “Северстали”, Arcelor, Mittal Steel, рассказали другие участники. Представители НЛМК и “Северстали” комментировать участие компаний Усманова в аукционе по Erdemir отказались. Зато для ММК это стало сюрпризом. “Удивительно, что ЛГОК и ОЭМК идут на аукцион в Турцию, ведь Усманов всегда говорил о том, что строит российскую компанию”, – заметил сотрудник ММК. А топ-менеджер другой металлургической компании считает, что шансы всех российских претендентов на покупку Erdemir невелики: “Цена наверняка дойдет до $2 млрд, а победить такие компании, как Arcelor, будет сложно”.

Но аналитик “УралСиба” Вячеслав Смольянинов считает шансы всех российских конкурсантов высокими, а ОЭМК и ЛГОК, по его мнению, не меньше других заинтересованы в покупке в Турции. “Ведь Усманов хочет создать стальную и железорудную империю, – объясняет он. – А сейчас на продажу выставлено не так много предприятий, поэтому он хочет купить то, что есть”. Александр Пухаев из ОФГ считает, что для такой покупки ОЭМК и ЛГОКу в отличие от других российских конкурентов вновь придется брать большой кредит [около $1 млрд Усманов и его партнер Василий Анисимов брали на покупку акций Михайловского ГОКа]. “Но смысл такой сделки очевиден: чтобы не разбалансировать российский рынок сырья и поддерживать здесь высокие цены, ЛГОКу и МГОКу надо сохранять небольшой дефицит сырья. Значит, куда-то надо его продавать. А в Турцию руду экспортировать удобно”, – заключает он.