Думе нужны дороги


Вчера правительство получило от Госдумы “бюджетный ультиматум”: депутаты отправили в Белый дом предложения о том, как скорректировать проект бюджета на 2006 г., сообщил после заседания думской рабочей группы по бюджету спикер нижней палаты парламента Борис Грызлов. Непроцентные расходы казны они требуют увеличить на 350 млрд руб., сказал руководитель группы, вице-спикер Госдумы от “Единой России” Владимир Пехтин. Большую часть этих денег парламентарии хотели бы направить “на модернизацию транспортной системы, финансирование космических программ, а также поддержку и развитие отечественной авиационной промышленности”, приводит его слова агентство “Интерфакс”. Источник в окружении Пехтина говорит, что до трети – т. е. около 120 млрд руб. – составят вложения в развитие транспорта. Если чиновники послушаются депутатов, то всего казна потратит на инвестиции 600 млрд руб., похвастался вчера Грызлов. Эта сумма складывается из средств инвестфонда (70 млрд руб.), федеральных целевых и федеральных адресных инвестиционных программ, пояснил он. По мнению лидера “единороссов”, в этом случае бюджет действительно станет “бюджетом развития”. В финальных предложениях Госдумы учтено мнение всех фракций, утверждает Грызлов.

Найти дополнительные доходы депутаты еще раньше предложили за счет повышения прогноза цен на нефть до $50 за баррель Urals. Вчера ее продавали по $55,31/барр. “Иначе бюджет будет исполняться с гигантским профицитом, который правительство не станет тратить на развитие, а направит “в стерилизационный фонд”, объяснял председатель комитета по промышленности, “единоросс” Мартин Шаккум. Чиновники Минфина отказались корректировать прогноз, а президент Владимир Путин попросил парламентариев “подходить [к подготовке бюджета] взвешенно”.

В итоге депутаты “решили отказаться от изменения цены на нефть и согласиться с расчетами правительства”, признает председатель бюджетного подкомитета Виталий Шуба (“Единая Россия”). Расходы можно нарастить, сократив 500-миллиардный профицит, говорит он.

В Минфине инициативы комментировать отказались. “Официально мы таких предложений не получали”, – утверждает представитель ведомства Андрей Сайко. При этом, напомнил он, сохранить профицит бюджета необходимо, поскольку он “гарантирует хоть какую-то безопасность” в форс-мажорных обстоятельствах.

А эксперты опасаются, что лишние траты только разгонят инфляцию. Инфраструктурные проекты – долгосрочные и не дадут незамедлительной отдачи для экономики, а рост цен может ускориться 2, 5 - 3% в год, считает главный экономист “Тройки-Диалог” Евгений Гавриленков”. Проекты, в которые предлагают вложиться депутаты, никто не видел, – “кончится это также, как строительство высокоскоростной магистрали РАО “ВСМ”, когда вырыли котлован и “закопали” миллион долларов”, опасается эксперт Института экономики переходного периода Илья Трунин.