Пересадка органов


О подписании указа о назначении генерала Ромодановского руководителем Федеральной миграционной службы объявил вчера сам Владимир Путин на встрече с членами президентского совета по содействию развитию институтов гражданского общества. “Изначально эта служба [миграционная] была гражданской, но полностью наладить ее работу и управление не удалось, и поэтому ее погрузили в МВД”, – прокомментировал Путин назначение Ромодановского. Президент пообещал, что “скоропалительных решений” об изменении статуса ФМС назад в гражданскую службу не будет.

Прежний глава миграционной службы Андрей Черненко уволен по состоянию здоровья, а новый начальник департамента собственной безопасности МВД, прославившегося в 2003 г. поимкой милиционеров-оборотней, еще не утвержден, говорит источник в центральном аппарате МВД.

Между тем в Кремле не исключают реформирования всей системы силовых структур, которая затронет и их службы внутренней безопасности. Как сообщил высокопоставленный кремлевский чиновник, одной из причин обострения обстановки на Северном Кавказе является отсутствие координации и взаимного контроля между силовыми структурами, в первую очередь ФСБ и МВД, а также коррупция в органах правопорядка.

“ФСБ должна заниматься не контрабандой и наркотиками, а бороться с нарушениями в системе правоохранительных органов, а прокуратура – надзирать за следствием”, – говорит чиновник. Поэтому подследственность по не связанным с терроризмом и коррупцией преступлениям может быть изъята из ФСБ. Не исключена и полная ликвидация службы собственной безопасности МВД. К тому же после дела оборотней ее активность, по словам сотрудника центрального аппарата МВД, снизилась.

А прокуратуре, по словам кремлевского чиновника, следует все же расстаться со следственным аппаратом, поскольку один и тот же орган не может вести следствие и надзирать за ним. Выведенные из прокуратуры следственные органы можно было бы передать Минюсту или подчинить прямо президенту. То же самое хотел сделать в 2002 г. Дмитрий Козак (в то время - замруководителя президентской администрации), но в тот раз ему не удалось преодолеть сопротивление генпрокурора Владимира Устинова. Реанимацию планов Козака в Генпрокуратуре широко комментировать не стали. Сотрудник органов прокуратуры лишь сказал, “что корпоративность с выведением от нас следователей никуда не денется, поэтому придется еще и выделить новые помещения и поставить новое руководство. Скорее всего, и в этот раз эти планы не пройдут”.

А другой высокопоставленный кремлевский чиновник заявил, что новую реформу правоохранительных органов будет готовить все тот же Дмитрий Козак с учетом наработок трехлетней давности. Более того, президент уже дал ему устное поручение, но попросил минимизировать реорганизации и ограничиться минимумом поправок в законы.

Зампред комитета по безопасности Госдумы Михаил Гришанков не может представить себе такую реорганизацию: “Сейчас компетенция МВД, ФСБ и прокуратуры предельно четко разграничена. Уголовные дела против собственных сотрудников возбуждаются. Нельзя выделять следствие из прокуратуры. Подобный эксперимент в Казахстане оказался неудачным”.