“Техмаркет” накопил долги


Летом 2004 г. Motorola предоставила “Техмаркету” товарный кредит в $2,29 млн, рассказала “Ведомостям” глава подразделения мобильных средств связи “Motorola в России и СНГ” Инга Чурашова. В декабре дистрибьютор должен был вернуть эти деньги, но не сумел. Не погашен кредит и сейчас. Motorola готова ждать до 29 июля – после этого она грозит обратиться в суд. “Наши юридические консультанты из AC-Tischendorf Faust & Partner уже направили в “Техмаркет” письмо с требованием вернуть кредит, но иск пока не подавали”, – рассказывает Чурашова. “Неплатежи со стороны дистрибьюторов – нередкое явление на рынках с высоким уровнем конкуренции, но обычно Motorola пытается уладить дело миром”, – добавляет юрист AC-Tischendorf Faust & Partner Стефан Швилден.

У “Техмаркета” есть просроченная задолженность и перед другими поставщиками – например, Nokia и Pantech. Представители московских офисов этих компаний не говорят, сколько задолжал им российский дистрибьютор, надеясь, что в ближайшее время проблема будет улажена. В “Техмаркете” уверяют, что ничего необычного не происходит. PR-менеджер “Техмаркета” Оксана Хрусталь утверждает, что компания взаимодействует с “Техмаркетом” и всеми партнерами “в обычном рабочем режиме”.

А вот другие дистрибьюторы считают ситуацию нестандартной. “Просрочки по товарным кредитам бывают у всех, ведь невозможно точно предугадать спрос. Но обычно просрочки не превышают нескольких дней”, – указывает совладелец и председатель совета директоров “Евросети” Евгений Чичваркин. “На российском рынке это беспрецедентный случай”, – категоричен директор по маркетингу “Беталинка” Антон Володькин. А пресс-секретарь группы компаний Divizion Очир Манджиков опасается, что скандал может негативно сказаться на торговой марке “Техмаркета”.

Неприятно удивлены и поставщики. “Массовые невозвраты товарных кредитов на рынке продажи сотовых трубок были разве что в 1998 г., – вспоминает менеджер отдела телекоммуникаций Samsung в России Дмитрий Кузнецов. – С тех пор было два-три случая, и лишь однажды сумма задолженности исчислялась миллионами долларов”. А директор подразделения абонентских терминалов российского представительства Siemens Сергей Яковлев добавляет, что обычно продавцы стараются строить отношения с поставщиками максимально корректно.

“Ситуация вышла из-под контроля менеджмента “Техмаркета”, – считает аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. По его мнению, “Техмаркету” всерьез грозит банкротство – ведь компания является “миноритарным игроком” на рынке. “У нас устойчивое финансовое положение”, – возражает Оксана Хрусталь.

Участники рынка в этом сомневаются. По мнению Володькина из “Беталинка”, владельцам “Техмаркета” остается либо попытаться привлечь внешнее финансирование, либо продать компанию. Правда, Муртазин сомневается, что в нынешней ситуации найдется много желающих совершить сделку. “Ради брэнда приобретать “Техмаркет” никто не станет, покупателя могут заинтересовать разве что наиболее прибыльные салоны, но они не могут стоить дорого”, – рассуждает он. В прошлом году, по рассказам участников рынка, к “Техмаркету” присматривался один из крупнейших продавцов сотовых телефонов в мире – греческий Germanos. Но сейчас никаких планов в отношении “Техмаркета” у Germanos нет, заявила вчера “Ведомостям” представитель этой компании Анти Трокуди. А Оксана Хрусталь заверила, что у “Техмаркета” не было и нет намерения продавать бизнес.