Игривые инвесторы


Сегодня инвесткомпания “Финам” и венчурный фонд ЕБРР NORUM объявят о покупке доли 52,9% холдинга, которому принадлежит “Бука” за “несколько миллионов долларов”. Как пояснил “Ведомостям” близкий к сделке источник, стороны исходили из оценки компании в $12 млн. До этой сделки по 25% холдинга принадлежало Игорю Устинову, Андрею Антонову, Марине Равун и Олегу Белобородову. Последний продал весь свой пакет, а остальные – по 9,3%.

Белобородов говорит, что теперь займется анимационным проектом Animagic, который раньше существовал в рамках “Буки”, но не получил развития. Инвестиции новых акционеров помогут “Буке” закрепиться на рынках Китая и Индии, надеется председатель совета директоров компании Игорь Устинов. По его словам, “Бука” в прошлом году открыла представительство в Китае и планирует через 2-3 года занять не менее 2,5% рынка этой страны, оценивающегося сегодня в $150-200 млн.

А управляющий директор инвестицонно-банковского департамента “Финам” Сергей Опарин говорит, что “Бука” к 2008 г. станет ведущим издателем компьютерных игр в России – и тогда “Финам” сможет выйти из этого проекта. Менеджер по инвестициям NORUM Александр Власов ожидает, что через несколько лет стоимость “Буки” вырастет до $40 млн.

По оценке “Финама” и консультировавших “Буку” Ernst & Young, в 2004 г. объем рынка легально проданных в России компьютерных игр (без учета пиратских продаж) составил $200 млн. Приблизительно эти же цифры называет и PR-менеджер компании 1C Анатолий Субботин – по его данным, объем российской отрасли компьютерных игр составил $210 млн – на 80% больше, чем в 2003 г.

Сделка с “Букой” – не первая продажа контрольного пакета российской компании западным инвесторам. В апреле Ener1 Group объявила о покупке контрольного пакета российской Nival Interactive. А сейчас, как рассказал “Ведомостям” один из участников рынка, фонд Quadriga Capital Russia ведет переговоры о покупке акций разработчика игр “Акелла”, причем стороны исходят из оценки компании в $20 млн.

Связаться с представителями Quadriga Capital Russia “Ведомостям” не удалось. А вице-президент “Акеллы” Владимир Кудр заявил, что эта сделка еще не завершена, отказавшись от дальнейших комментариев. По его словам, российский рынок компьютерных игр недавно достиг уровня развитых стран, и деньги от продаж игр в России уже стали сопоставимы с доходами за рубежом. Поэтому отечественные компании стали интересны инвесторам, говорит он. Директор по изданию Nival в СНГ Илья Мамонтов соглашается, что сейчас российские разработчики видеоигр привлекают интерес западных инвесторов.

Расходы на видеоигры во всем мире уже приближаются к доходам киноиндустрии, говорит управляющий директор фонда Delta Private Equity Partners Кирилл Дмитриев. По его словам, вскоре на этом рынке появится портативная приставка для игр PSP (Portable Sony Playstation), которая позволит играть в онлайн-игры. А у российских компаний огромный потенциал в этой нише, считает Дмитриев. Поэтому отрасль видеоигр в России сейчас более перспективная, чем офшорное программирование, уверен он.

Экономика производства завершенных продуктов лучше, чем сервисная модель – если эти продукты востребованы на рынке, говорит директор по инвестициям “Русских технологий” (венчурный фонд, принадлежит “Альфа Групп”) Владимир Бернштейн. Сейчас, по его словам, производство видеоигр в России переживает рост – причем растут как компании, ориентированные на российский рынок, так и продажи за рубежом.