Плата без результата


Законы не всех стран требуют, чтобы публичные компании раскрывали сумму компенсации высшего руководства. Но даже имеющихся данных вполне достаточно для того, чтобы понять, что дороже всех гендиректора обходятся американским компаниям. По данным британской исследовательской компании Boardex, которая проанализировала состояние дел в 421 компании в США, в 2004 г. в среднем доходы гендиректоров составили $2,3 млн в год. Для сравнения: гендиректора 304 британских компаний в среднем заработали за год $1,2 млн, руководители 104 французских компаний – $857 000, а гендиректора 95 шведских – $386 000.

В Азии гендиректора зарабатывают еще меньше. По данным исследования, проведенного консалтинговой компанией Mercer Human Resource Consulting, на июль 2004 г. руководители 248 индийских компаний зарабатывали в среднем $88 117. Для сравнения: средний доход гендиректоров 187 японских компаний составил $317 864, 174 гонконгских – $302 078, 394 сингапурских концернов – $263 301.

Но эксперты отмечают, что размеры компенсаций гендиректоров редко связаны с результатами их работы. Только что назначенному руководителю гарантируют получение большой суммы еще до того, как он начал работать. А если он не справляется, то при увольнении ему заплатят еще больше. Именно такая история произошла в финансовой корпорации Morgan Stanley. Когда бывшему гендиректору Филипу Перселлу указали на дверь, его выходное пособие составило $106 млн, включая бонус в $44 млн наличными. А бывший сопрезидент компании Стив Кроуфорд получит выходное пособие в $32 млн. И это при том, что он проработал на этом месте всего три с половиной месяца.

История, произошедшая в Morgan Stanley, совсем не уникальна, говорит Артур Левитт, старший советник фонда частных инвестиций Carlyle Group и бывший председатель американской Комиссии по ценным бумагам (SEC). “В советах директоров многих компаний укоренилась круговая порука. Никто не хочет, чтобы после увольнения гендиректора сохранялась тягостная атмосфера”, – добавляет он. Поэтому новому руководителю тут же предлагают щедрый компенсационный пакет, хотя он еще и пальцем не успел пошевелить, поясняет Левитт.

К примеру, Карли Фьорина покинула в этом году Hewlett-Packard с выходным пособием размером в $14 млн. Плюс к этому она получила бонус величиной в $7 млн и $23,5 млн в акциях и пенсионных выплатах. Ее преемник Марк Херд будет получать базовую зарплату размером в $1,4 млн в год, еще $2 млн он получил за подписание контракта. Также предусмотрены долгосрочные премии, которые включают опционные гранты и бонус наличными от $4,2 млн до $12,6 млн в зависимости от результатов работы. Кроме того, Херд имеет право на ежегодные бонусы в размере от $2,8 млн до $8,4 млн, которые получит при выполнении ряда дополнительных условий.

“Но если вы внимательно изучите его контракт, то увидите, что ему в любом случае гарантирован достаточно большой ежегодный бонус”, – говорит Люсиан Бебчак, профессор права Гарвардского университета и соавтор книги Pay Without Performance (“Оплата без учета результатов работы”).

Между тем разрыв между зарплатами гендиректоров и заработками всех остальных работников продолжает увеличиваться. По данным Mercer Human Resource Consulting, в прошлом году средняя зарплата и бонусы гендиректоров выросли на 14,5%, в то время как зарплаты не входящих в профсоюзы работников увеличились всего на 3,4%. Еще в 1960 г. заработки гендиректоров в два раза превышали зарплату президента США. В наши дни они превышают ее в 62 раза, замечает Ракеш Курана, профессор Гарвардской школы бизнеса.

В качестве одного из вариантов решения Курана предлагает перестать щедро вознаграждать некомпетентность. “Увольнение гендиректора обычно означает, что позиции компании на рынке ослабли, и вы ослабляете их еще больше, если вручаете уволенному щедрое выходное пособие”, – говорит Курана. (WSJ, 19.07.2005, Мария Подцероб)