Путин перехватил “Наших”


На следующий после закрытия лагеря “Наших” на Селигере день 56 лучших комиссаров оказались у президента в Завидове. Неформальная встреча с Путиным длилась более двух с половиной часов, говорит пресс-секретарь движения Иван Мостович.

“Нам позвонили по пути обратно из Тверской области и сообщили, что на нашу просьбу о встрече откликнулся президент”, – рассказал “Ведомостям” лидер “Наших” Василий Якеменко. “Так и поехали в одном автобусе, с рюкзаками, в фирменных футболках с символикой “Наших”. Багаж из палаток и вещей оставили в автобусе”, – добавляет Мостович. Президент был в рубашке с короткими рукавами и джинсах.

Президент поблагодарил активистов за проведенные акции. 15 мая 60 000 “Наших” прошли по Ленинскому проспекту в честь 60-летия Победы, а 30 июня открыли в Чечне всероссийский центр гражданского общества. “Говоря о таких акциях, президент отметил, что это и есть один из примеров действующего гражданского общества в России”, – вспоминает Якеменко.

Но большую часть времени спрашивали “Наши” – о трудностях вступления России в ВТО, проблемах российского образования и будет ли союз России с Белоруссией. Про Белоруссию тревожилась Юля из Белоруссии – будет ли союз [двух государств]. “Это зависит от Белоруссии... Объединившись, мы получим только преимущество перед другими странами... Мы одна нация”, – цитирует “Интерфакс” президента.

Президент угостил “Наших” шашлыком из мяса и рыбы, а они подарили ему футболку и значок с фирменной символикой лагеря на Селигере. “На память сфотографировались с президентом”, – радуется Мостович.

Путина звали на Селигер, но он не приехал, в лагере “Наших” побывали с лекциями только замруководителя администрации президента Владислав Сурков, руководитель Фонда эффективной политики Глеб Павловский и губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин. Кроме “Наших”, с которыми это уже вторая по счету встреча (первая была 30 мая, после акции “Наша Победа”), президент принимал у себя активистов “Идущих вместе”, которых тогда возглавлял нынешний руководитель “Наших” Якеменко. Источник в администрации президента объясняет причину приглашения в Завидово тем, что “[“Наши” – движение] наиболее массовое” и “декларирует поддержку Путина”.

Отнюдь не всем сторонникам Путина нравятся “Наши”. Первый вице-спикер Госдумы от “Единой России” Любовь Слиска, например, сравнила “Наших” с колонией, “где пытаются заставить жить по уставу”, а председатель Совета Федерации Сергей Миронов назвал активистов “идеологическими волками, которые могут стать неуправляемыми”. (Слиску в лагерь “Наши” безуспешно звали, а про Миронова сказали, что он “рискует потерять свой пост”, и зачислили в “поколение пораженцев”.)

Лидеры других молодежных организаций не прочь встретиться с Путиным. Один из лидеров молодежного “Яблока”, Илья Яшин, например, хотел бы задать ему “вопросы о войне в Чечне и призыве в армию”. По словам руководителя спецпроектов союза молодежи “За Родину” Олега Бондаренко, “Наши” – это никакое не гражданское общество и умрет вместе с увольнением его кремлевских кураторов”.

“Теперь приоритеты Кремля в молодежной политике обозначены, и вертикаль власти ориентирована на поддержку “Наших”, – говорит президент Центра политических технологий Игорь Бунин. Он полагает, что встречей с “Нашими” диалог президента с молодежными организациями и ограничится, а сама встреча затеяна, чтобы “обозначить молодежный актив и силовой резерв власти на случай оранжевых революций”. А президент фонда “ИНДЕМ” Георгий Сатаров в “Наших” гражданского общества не видит: “Для Кремля гражданским обществом являются те, кого они у себя принимают”.