ВТБ купил моторы


На прошлой неделе ВТБ закрыла сделку по покупке контрольного пакета акций “Пермских моторов”, рассказал “Ведомостям” источник в группе “Гута”. Информацию о том, что ВТБ закрыл сделку, подтвердил сотрудник Департамента промышленности и науки Пермской области Павел Коньшин. В пресс-службах группы “Гута” и ВТБ от комментариев отказались. Но недавно с сайта “Гуты” исчезли сведения о том, что она владеет “Пермскими моторами”.

Прошлым летом ВТБ выкупил банк “Гута”, ставший жертвой банковского кризиса. Группа “Гута”, в которую входил банк, сохранила независимость. Помимо “Пермских моторов” она владела холдингом “Объединенные кондитеры”, компанией “Гута-Девелопмент” и проч. “От “Гуты” дополнительно к нам переходит контрольный пакет “Пермских моторов”, – заявил в прошлом месяце в интервью “Ведомостям” президент ВТБ Андрей Костин. – Он был обеспечением по проблемному кредиту, и на днях сделка по его оформлению в собственность Внешторгбанка будет завершена”.

Переговоры о продаже ВТБ акций “Пермских моторов” начались осенью 2004 г. Чиновники предполагали, что под эгидой ВТБ состоится объединение крупнейших оборонных предприятий страны – “ПМ” и НПО “Сатурн”. Но пока шли переговоры ВТБ и “Гуты”, “Сатурн” нашел другого партнера – французскую Safran.

Источник, знакомый с состоянием дел на “Пермских моторах”, говорит, что ВТБ достался проблемный актив. Лишь в последние годы “ПМ” стала оживать после кризиса, в котором оказалась после отмены госзаказов, предприятие обременено большими долгами. Пермский моторный завод сделал ставку на сотрудничество с Pratt and Whitney – с ее помощью был модернизирован двигатель ПС-90А. Но новый двигатель ПС-90А2 также оказался несовершенным: он не соответствовал новым экологическим нормам по уровню шума и проч., которые начнут действовать в следующем году.

В интервью “Ведомостям” Костин сказал, что инвестиции ВТБ в “Пермские моторы” будут временными: “Купил, повысил капитализацию и продал”.

Генеральный конструктор “Сатурна” Михаила Кузьменко, который до 1997 г. был председателем совета директоров “Пермских моторов”, считает, что ВТБ едва ли заплатил за “ПМ” существенную сумму. “Видимо, ВТБ будет искать способ создать альянс предприятия с другими моторостроителями или продать его, но иностранных покупателей “Пермских моторов” быть не может”, – уверен Кузьменко. В России же комплекс может быть перепродан только “Сатурну”, говорит он.

Впрочем, один из экспертов рынка, пожелавший сохранить анонимность, предположил, что в будущем помимо “Сатурна” “Пермскими моторами” могут заинтересоваться крупные финансово-промышленные группы, а также “Газпром” или РАО “ЕЭС России”. Эксперт полагает, что им могут быть интересны наземные силовые установки – турбины и генераторы для электростанций, которые производит компания. В РАО и “Газпроме” это оставили без комментариев. Аналитик ОФГ Елена Сахнова также предполагает, что “ПМ” может пригодиться государству в будущем – после создания Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) как площадка для создания нового двигателя.